Литература
Тема 1: ВведениеУрок 4: Сокровища наших предков
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Фольклор
Урок: Фольклор
1. Фольклор
Здравствуйте! Сегодня разговор наш будет о сокровищах. О сокровищах, спрятанных гораздо глубже пиратских сокровищ. Они – в глубинах народной памяти. Это мудрость народа, а по-английски - фольклор
Что такое фольклор? Это все, что создавалась народом. Дома и домашняя обстановка, одежда и обувь, обряды и танцы, песни и былины, сказки и загадки - все, что придумывали люди и что окружало их и регламентировало их жизнь, все это – фольклор.
Жизнь обычного человека ( крестьянина, в первую очередь) до конца 19 века была очень традиционна. «Что хорошо для отцов и дедов - и нам сгодится» , -считали крестьяне и бережно сохраняли дедовские обычаи. И избы рубили строго по правилам, и горницы украшали так, как издавна повелось, и вышивка на одежде рассказывала старые истории, и даже прическа у девушек была строго определенная
Русская изба:
Украинская мазанка:
Народный костюм
И песни пели, и хороводы водили как встарь, и сказки рассказывали по-дедовски
Эта традиционность является одной из черт фольклора, а другой его чертой можно назвать вариативность. Ведь каждый мастер вносил в свое изделие что-то свое. Каждый рассказывал сказку на свой лад,. Вспомните сказку «Теремок» - где жили все звери? В кувшинчике или рукавичке? Или в домике? Это и называется вариативностью сюжета.
У разных народов – разные традиции. Даже в соседних губерниях России крестьяне говорили и пели, строили избы и украшали одежду по-разному. При этом, кроме различий, били и сходные черты: многие старинные обряды разных народов похожи, похожи и песни, и танцы, очень близки по смыслу многие пословицы
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская) На Земле нет ничего более достойного тюремного заключения, чем язык ( Арабская). Разные народы - а мудрость одна.
2. Фольклор и христианство
Огромный ущерб традиционным обрядам нанесло принятие христианства. Языческие традиционные обряды изгонялись, буквально «выкорчевывались» или «переделывались» с учетом насаждаемой веры. Так произошло с языческим по сути праздником Масленицы., например
Петр 1 изменил жизнь империи, конечно, но не затронул традиционную крестьянскую общину, а значит, традиции продолжали сохраняться. До середины 19 века традиционный деревенский уклад ничем и никем не нарушался. Народ жил своей жизнью, господа своей ) Местные традиции практически не подвергались какому-либо влиянию извне. Народный язык, уклад жизни, традиционные песни и танцы считались чем-то примитивным и недостойным.
3. Фольклор и 20 век
20 век изменил все. Вы не увидите в деревнях традиционных костюмов, и дома строят по индивидуальным проектам, а колядки и заклички можно услышать только на фольклорных праздниках. Примерно к середине 20 века ситуацию осознали и кинулись спасать то, что осталось
Но остался огромный пласт совершенно доступной нам изустной литературы, то, что называют устным народным творчеством: мамы поют колыбельные? Поют. Дети знают считалки? Конечно. А загадки? Да. А пословицы и поговорки мы используем в речи? Да. И часто – неосознанно. А вы хоть раз просили бабушку рассказать вам сказку? Наверняка нет.
4. Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества
Устное народное творчество – огромная часть народной культуры
Это и большие жанры: былины, сказания, легенды, сказки, песни; и малые: пословицы и поговорки, загадки, дразнилки, заклички, считалки, колядки, потешки.
Как вы думаете, какие фольклорные формы можно определенно назвать детскими?
Конечно, потешки – от слова тешить, развлекать
«Сороку-ворону» знаете? Конечно
И загадки- детский фольклор. А что такое загадка? Это описание свойств предмета, часто в рифму. Больше всего загадок придумано о том, что окружало ребенка ( например, загадок об овощах много, а о фруктах – мало. Почему?)
И считалки тоже помогали. Как выбрать водящего без обид? Считалкой
А дразнилки придумываются каждым поколением детей заново. А какие дразнилки вы знаете? Что они высмеивают? А вот заклички – дело серьезное. Жизнь крестьянина зависела от урожая, от того , какая погода будет: дождь или вёдро, ветер или зной. И крестьяне были уверены, что силы природы можно закликать – уговорить- вызвать.
«Радуга-дуга! Не давай дождя, давай солнышка –колоколнышка!
«Дождь лей, лей, лей! Малых деток пожалей!»
5. Анонимность и вариативность – отличительные черты УНТ
А можете ли вы сказать, кто автор дразнилок или потешек? Кто придумал колядки? А кто – пословицы?
Нет автора. Народное творчество анонимно, каждый повторяет уже придуманное, и каждый вносит что-то свое. И мы, рассказывая сказку, запевая колыбельную или загадывая загадку, ничем не отличаемся от наших далеких предков. Мы становимся еще одним звеном в цепочке. И это отлично
Список рекомендованной литературы
1. Учебник-хрестоматия для 5 класса под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 7-8
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001г.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
Колыбельные мира:
1. Русская (Источник).
2. Греческая (Источник).
3. Японская (Источник).
4. Колядка (Источник).
5. Пословицы народов мира (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Подберите 10 пословиц разных народов о труде. Сравните отношение к труду и безделью. Сформулируйте вывод.
2. Прослушайте колыбельные разных народов. Чем схожа мелодия этих песен? Как это объясняетя?