Литература

Тема 1: Введение

Урок 4: Сокровища наших предков

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Тема: Фольклор

Урок: Фольклор 


1. Фольклор


Здравствуйте! Сегодня разговор наш будет о сокровищах. О сокровищах, спрятанных гораздо глубже пиратских сокровищ. Они – в глубинах народной памяти. Это мудрость народа, а по-английски  -  фольклор

Что такое фольклор? Это все, что создавалась народом. Дома и домашняя обстановка, одежда и обувь, обряды и танцы, песни и былины, сказки и загадки  - все, что придумывали люди и что окружало их и регламентировало их жизнь, все это – фольклор.

Жизнь  обычного человека ( крестьянина, в первую очередь) до конца 19 века была очень традиционна. «Что хорошо для отцов и дедов -  и нам сгодится» , -считали крестьяне и бережно сохраняли дедовские обычаи. И избы рубили строго по правилам, и горницы украшали так, как издавна повелось, и вышивка на одежде рассказывала старые истории, и даже прическа у девушек была строго определенная

Русская изба:                                                    

                         

 

Украинская мазанка:

 

Народный костюм

И песни пели, и хороводы водили как встарь, и сказки рассказывали по-дедовски

Эта традиционность является одной из черт фольклора, а другой его чертой можно назвать вариативность. Ведь каждый мастер вносил в свое изделие что-то свое.  Каждый рассказывал сказку на свой лад,. Вспомните сказку «Теремок» - где жили все звери? В кувшинчике или рукавичке? Или в домике?  Это и называется вариативностью сюжета.

У разных народов – разные традиции.  Даже в соседних  губерниях  России крестьяне говорили и пели, строили избы и украшали одежду по-разному.  При этом,  кроме различий, били и сходные черты: многие старинные обряды разных народов похожи, похожи и песни, и танцы, очень близки по смыслу многие пословицы

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская) На Земле нет ничего более достойного тюремного заключения, чем язык ( Арабская). Разные народы  - а мудрость одна.


2. Фольклор и христианство


Огромный ущерб традиционным обрядам нанесло принятие христианства. Языческие традиционные обряды изгонялись, буквально «выкорчевывались» или  «переделывались» с учетом насаждаемой веры. Так  произошло с языческим по сути праздником Масленицы., например

Петр 1 изменил жизнь империи, конечно, но не затронул традиционную крестьянскую общину, а значит, традиции продолжали сохраняться. До середины 19 века традиционный деревенский уклад ничем и никем  не нарушался.  Народ жил своей жизнью,  господа своей ) Местные традиции практически не подвергались какому-либо влиянию извне. Народный язык, уклад жизни, традиционные песни и танцы считались чем-то примитивным и недостойным.


3. Фольклор и 20 век


20 век изменил все. Вы не увидите в деревнях  традиционных костюмов,  и дома строят по индивидуальным проектам, а колядки и заклички можно услышать только на фольклорных праздниках. Примерно к середине 20 века ситуацию осознали и кинулись спасать то, что осталось

Но остался огромный пласт совершенно доступной нам изустной литературы, то, что называют устным народным творчеством: мамы поют колыбельные? Поют. Дети знают считалки? Конечно. А загадки? Да. А пословицы и поговорки мы используем в речи? Да. И часто – неосознанно. А вы хоть раз просили бабушку рассказать вам сказку? Наверняка нет.


4. Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества


Устное народное творчество – огромная часть народной культуры

Это и большие жанры: былины, сказания, легенды, сказки, песни;  и малые: пословицы и поговорки, загадки, дразнилки, заклички, считалки, колядки, потешки.

Как вы думаете, какие фольклорные формы можно определенно назвать детскими?

Конечно, потешки – от слова тешить, развлекать

«Сороку-ворону»  знаете? Конечно

И загадки- детский фольклор. А что такое загадка? Это описание свойств предмета, часто в рифму. Больше всего загадок придумано о том, что окружало ребенка ( например, загадок об овощах много, а о фруктах – мало. Почему?)

И считалки тоже помогали. Как выбрать водящего без обид? Считалкой

А дразнилки придумываются каждым поколением детей заново. А какие дразнилки вы знаете? Что они высмеивают? А вот заклички – дело серьезное. Жизнь крестьянина зависела от урожая, от того , какая погода будет: дождь или вёдро, ветер или зной. И крестьяне были уверены, что силы природы можно закликать – уговорить- вызвать.

«Радуга-дуга! Не давай дождя, давай солнышка –колоколнышка! 

«Дождь лей, лей, лей! Малых деток пожалей!»


5. Анонимность и вариативность – отличительные черты УНТ


А можете ли вы сказать, кто автор дразнилок или потешек? Кто придумал колядки?  А кто – пословицы?

Нет автора.  Народное творчество анонимно, каждый  повторяет уже придуманное, и каждый вносит что-то свое. И мы, рассказывая сказку, запевая колыбельную или загадывая загадку, ничем не отличаемся от наших далеких предков. Мы становимся еще одним звеном в цепочке. И это отлично

 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса  под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 7-8

2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001г.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

Колыбельные мира:

1. Русская (Источник).

2. Греческая (Источник).

3. Японская (Источник).

4. Колядка (Источник).

5. Пословицы народов мира (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Подберите 10 пословиц разных народов о труде. Сравните отношение к труду и безделью. Сформулируйте вывод.

2. Прослушайте колыбельные разных народов.  Чем схожа мелодия этих песен? Как это объясняетя?