Литература

Тема 12: Зарубежная литература

Урок 2: Д. Лондон. «Сказание о Кише» (полный урок)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Биография писателя

 

Детство будущего известного американского писателя нельзя назвать безоблачным. Родился он в Сан-Франциско, при рождении его имя записали так: Джон Гриффит Чейни, а вот Джеком Лондоном он стал благодаря ветерану войны вдовцу Джону Лондону, который стал его отчимом и искренне полюбил своего пасынка.

 

Рис. 1 / shutterstock.com

Несмотря на трудолюбие и усилия отчима, Лондоны жили в нужде. По воспоминаниям писателя, у него не было игрушек, а первая рубашка появилась у него в восемь лет.

По той же причине мальчик не смог окончить школу, ему пришлось помогать семье, и с десятилетнего возраста он познал тяжёлый труд: работал уборщиком, разносчиком журналов и газет, рабочим консервной фабрики.

Рис. 2 / shutterstock.com

В перерывах будущий писатель глотал книги одну за другой, за ними он выстаивал в очередях публичной библиотеки.

Семнадцатилетний Джек Лондон отправляется к берегам Японии ловить морских котиков, привезя из плавания неизгладимые впечатления, которые лягут в основу его дебютного очерка «Тайфун у берегов Японии».

Рис. 3 / Иллюстратор Халитова В. М.

Этот очерк он писал по просьбе матери, которая верила, что сын её талантлив и может получить премию сан-францисской газеты «Колл» за своё творчество. В отсутствии времени очерк Джек писал ночами, потому что работа на джутовой фабрике начиналась в половине шестого утра.

Рис. 4 / Иллюстратор Халитова В. М.

Писал он после тяжёлого трудового дня, уставший, поэтому не было сил и особого желания творить, и, кажется, сам был удивлён результату – первой премии. Успех окрылил его, но отсутствие денег заставило его в 1897 году отправиться на Аляску добывать золото.

Рис. 5 / shutterstock.com

Условия там были очень суровыми: холод, неустроенность быта, болезни… Вернулся он таким же бедняком, как уезжал.

Но величественная Аляска стала неиссякаемым источником вдохновения для начинающего писателя. Лондон ехал на Аляску за золотом, но приобрёл нечто большее – опыт, который помог ему стать знаменитым.

Снежные просторы дикой природы, борьба за выживание, легенды старожилов, нравы золотоискателей, зарисовки из жизни индейцев – всё это впоследствии найдёт отражение в его произведениях.

В XX век Джек Лондон вступил уже известным писателем, заслужив это звание каторжным трудом: он писал сутки напролёт, для сна и отдыха ему хватало несколько часов.

Рис. 6 / shutterstock.com

В 1900 году увидела свет его первая книга «Сын волка».

Рис. 7 / Иллюстратор Халитова В. М.

В 1902 году автор переезжает в Лондон, где и выходят самые знаменитые его произведения: «Зов предков», «Белый клык», «Мартин Иден», «Лунная долина».

Рис. 8 / Иллюстратор Халитова В. М.

Из всех своих произведений Джек Лондон выделял роман «Маленькая хозяйка большого дома», опубликованный в 1916 году практически накануне его смерти.

 

Знакомство с произведением «Сказание о Кише»

 

 

В 1904 году Джек Лондон создаёт потрясающее произведение о взрослении – «Сказание о Кише», которое входит в цикл повествований об индейцах.

 

Рис. 9 / Иллюстратор Халитова В. М.

Писатель определил жанр произведения как «сказание», подчеркнув, что история о Кише имеет фольклорные корни.

Рис. 10 / Иллюстратор Халитова В. М.

По предположению литературоведов, писатель мог литературно обработать сказание эскимосов, услышанное им на Аляске. Героями сказаний обычно становятся героические персонажи, мужественные богатыри, справедливые цари или смелые полководцы. Но главным героем лондонского «Сказания…» становится тринадцатилетний мальчишка.

Рис. 11 / Иллюстратор Халитова В. М.

 

Главный герой сказания

 

 

Эскимосскому мальчику Кишу, жившему у самого Полярного моря, рано пришлось повзрослеть и взять на себя заботу о матери, потому что после гибели отца – кормильца семьи – вождь племени с согласия старейшин стал обделять семью Киша.

 

Действие происходит на севере Соединённых Штатов Америки.

В произведении отражены обычаи и нравы народов Севера.

Рис. 12 / Иллюстратор Халитова В. М.

Следуя обычаю предков, соплеменники почитали и уважали охотников, так как они охотились на диких зверей и кормили всё племя соответственно и имели право голоса на совете племени.

Все подчинялись Клош-Квану– вождю племени.

Завязкой произведения становится нарушение векового обычая племени: тринадцатилетний мальчишка берёт слово, выступая от себя и своей матери, и обвиняет уважаемых людей в несправедливости.

Рис. 13 / Иллюстратор Халитова В. М.

Женщины, воспитывающие детей, и слабые старики не могут охотиться и добывать мясо. Но ведь старики когда-то давно были молоды и удачливы в охоте, они достойно исполнили дело своей жизни и имеют право на то, чтобы соплеменники взяли заботу о них на себя.

Рис. 14 / Иллюстратор Халитова В. М.

Он указывает совету старейшин на то, что они стали забывать, как справедливо делил добычу погибший в схватке с медведем Бок – отец Киша.

И мальчишка пообещал всем, что станет охотиться, чтобы старики и вдовы были сыты и не плакали по ночам от голода, как его мать Айкига.

Рис. 15 / Иллюстратор Халитова В. М.

Дерзость мальчика возмущает уважаемых мужей племени.

Чувствуется, что автор симпатизирует этому дерзкому, но мужественному мальчишке, ведь, чтобы говорить на равных со старейшинами племени, нужна смелость. Джек Лондон подчёркивает, что ребёнок уверен в своей правоте и держится с достоинством взрослого.

И что самое ценное, Киш держит данное соплеменникам слово. Никогда ещё ребята его возраста не охотились! В таком юном возрасте невозможно охотиться на полярных медведей, да ещё в одиночку!

Рис. 16 / Иллюстратор Халитова В. М.

Никто и не верил, что он принесёт добычу. А тринадцатилетний охотник добывает очень много мяса, разделывает его сам и справедливо делит на всех!

Удачливость юного охотника вызвала зависть. Киша заподозрили в колдовстве. Старейшины отправили соглядатаев – лучших охотников племени, Бима и Боуна, узнать секрет его успешной охоты. Тут-то и наступаеткульминационный момент не только в произведении, но и во взрослении Киша.

Рис. 17 / Иллюстратор Халитова В. М.

Мальчишка мог проучить заносчивых старейшин, которые сами пришли к нему с просьбой рассказать секрет его успешной охоты. И это было самым главным испытанием. Ведь Киш мог не сообщать о своём секрете и тем самым оставаться самым лучшим охотником племени. Джек Лондон подчёркивает, что всё поведение тринадцатилетнего мальчика Киша – это поведение взрослого человека.

Кишу удалось придумать новаторский способ охоты на полярных медведей, беспроигрышный и позволяющий избежать несчастных случаев.

Полоску упругого заострённого китового уса сворачивали как пружину, затем закатывали в тюлений жир. Получившимися шариками – приманкой – охотник потчевал медведя, тюлений жир в желудке медведя таял, а полоска острого китового уса, распрямившись, доставляла хищнику невыносимую боль. Звери, изнывая от боли, вскоре слабели так, что охотнику оставалось только нанести решающий удар.

В лондоновском сказании подробно описывается достаточно жестокое убийство медведей. Герои сказания не знали южного солнца, тёплой зимы, для них холодный север – это родина, где очень остро стоит вопрос о выживании, добыче еды, где слабые очень зависят от сильных.

Рис. 18 / Иллюстратор Халитова В. М.

А суровая природа кормила и одевала своих сыновей. Храбрые охотники отнимали жизни у полярных медведей, чтобы сохранить жизнь племени.

Необходимо отметить, что в те времена, о которых идёт речь, человек не сильно отличался от других животных. Законы природы жестоки: хищники убивают травоядных или других хищников, дерутся за территорию, добычу или самку и так далее. Это натура, которая напоминает нам о животном происхождении.

Рис. 19 / Иллюстратор Халитова В. М.

Но развитие человечества в том числе включает развитие противоположности натуры – культурного аспекта. Мы учимся не обижать слабых, не убивать и защищать животных в дикой природе, не мусорить, не разрушать и так далее. Но для всего этого нужно воспитание, общественная мораль, законы, бережное отношение к окружающему миру...

Способ, изобретённый Кишем, и сейчас применяют охотники народов Севера – они плотно сворачивают китовый ус и замораживают его в мясном шарике.

Киш проявляет ещё одно качество взрослого – благоразумие –и рассказывает всем о своём способе.

Узнав этот секретный способ, племя процветало долгие годы.

Рис. 20 / Иллюстратор Халитова В. М.

А удачливый охотник и справедливый вождь племени Киш стал «первым человеком в своем посёлке, умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах».

 

Заключение

 

 

Читая произведения Джека Лондона, учишься многому.

 

История о Кише учит стойкости, ответственности, умению противостоять несправедливости и доказывать свою правоту. Главный герой – мальчишка, который прожил всего «13 солнц», – становится символом для подражания многих, ведь своими мыслями, поступками и действиями Киш заслужил уважение и отношение к себе как ко взрослому.

Рис. 21 / Иллюстратор Халитова В. М.

А быть взрослым – это значит критически оценивать свои действия, не совершать неверных поступков, помогать слабым, ответственно относиться к своему слову. Быть взрослым – это не только знать свои права, но и неукоснительно исполнять свои обязанности. Быть примером во всём. Кишу это удалось.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 303 с.
  2. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. – 80 с.
  3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с.

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы.
  • Какой характер был у мальчика Киша?
  • Какие герои в произведении являются положительными, а какие – отрицательными? Почему вы так решили?
  • Какой способ охоты на медведей придумал Киш?
  1. Составьте план произведения «Сказание о Кише».

 

Видеоурок: Д. Лондон. «Сказание о Кише» (полный урок) по предмету Литература за 5 класс.