Литература
Тема 4: Произведения русских писателей XIX в.Урок 2: А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта
- Видео
- Тренажер
- Теория
1811 год. «Как быстро время идет», – глядя на внука, думает бабушка. В мае Александру исполнится двенадцать.
«Пора серьёзно заняться образованием сына», – решает Сергей Львович. Отец мечтает, чтобы Александр учился в столице, в Петербурге. Но что же выбрать: кадетский корпус или частный пансион? А может, эту новую школу с необычным названием «лицей», о которой ещё весной писали в газетах? Родители уехали в столицу. Там они сделали окончательный выбор – в лицей.
В начале июля Александра стали собирать в дорогу. Он повторял историю и географию, арифметику и грамматику, ведь в лицей примут не всех, кто хочет там учиться, а только тех, кто хорошо сдаст экзамены.
Дядя вызвался отвезти племянника в Петербург. Он давно не бывал в столице, хотел навестить друзей. Да и самому любопытно посмотреть на эту новую школу – лицей.
Лицей – это школа для дворянских детей, в которую можно было поступить, только подтвердив своё дворянство. Здесь должны были готовить высших государственных чиновников, образованных людей, которые должны были служить царю и государству.
Лицей располагался в пристройке дворца в Царском Селе, под Петербургом. Сейчас это город Пушкин.
Лицеистов с самого детства готовили к государственной службе. Царскосельский лицей открылся 19 октября 1811 года, с тех пор этот день был назван лицейским днём и праздновался лицеистами каждый год. В этом учреждении были собраны лучшие преподавательские силы. Пушкин пробыл в лицее шесть лет, с 1811 по 1817 год, и закончил его по второму разряду, имея «отлично» только по русской и французской словесности и фехтованию. Другие предметы, особенно точные науки, давались ему с трудом.
Физический кабинет – настоящее царство Якова Ивановича Карцева. А сейчас они будут решать уравнения (урок математики). Яков Иванович пишет на доске мелом условия задачи. «Господин Пушкин, пожалуйте отвечать». С последней парты медленно поднимается Александр, нехотя бредёт к доске, долго стоит молча, вертит мел в руке, что-то пишет на доске, стирает, время идёт. Наконец, Яков Иванович не выдерживает: «Чему же равен икс?» «Нулю», – отвечает Пушкин, глядя в пол. Яков Иванович хочет что-то сказать, потом машет рукой: «В моём классе у вас всё всегда кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите ваши стихи».
Уже в лицее Пушкин понял, что главное дело в его жизни – поэзия.
Однажды Николай Фёдорович закончил урок раньше обычного. Мальчики удивились – почему? А он внимательно посмотрел на учеников, улыбнулся и торжественно сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Тишина в классе, все склонились над тетрадями: с чего начать? Как трудно, оказывается, написать первую строчку. Данзас (рис. 1) смотрит в потолок, Мясоедов (рис. 2) заглядывает в тетрадь соседа, Кюхельбекер (рис. 3) зачеркнул всё написанное и начал снова. Как описать розу? Без фантазии и вдохновения не обойтись. Роза – алая, душистая, колючая, свежая… И правда, нелёгкое это дело – творить.
Первым подбегает к профессору Алосенька Илличевский (рис. 4): «Готово стихотворение!», - и гордо оглядывается на товарищей. Но Николай Фёдорович читает, отрицательно качает головой и молча возвращает тетрадь. «А вы, господин Пушкин, почему перо отложили?» Александр протягивает ему листок: несколько строк написано летящим почерком. Кошанский (рис. 5) удивлённо и одобрительно улыбается и читает вслух:
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Одноклассники с восхищением смотрят на Александра, а Кошанский аккуратно складывает листок: «Превосходно, господин Пушкин. Я сохраню ваши стихи».
В 1815 году на публичном экзамене Александр Сергеевич Пушкин прочитал своё стихотворение в присутствии знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина. Державин был стар, экзамены его утомили, но вот начался экзамен по русской словесности (рис. 6).
«Тут он оживился, глаза заблистали… Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои Воспоминания в Царском Селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...», – вспоминал А.С. Пушкин.
Именно тогда Г.Р. Державин произнёс свои знаменитые строки: «Нет, я не умру. Вот кто меня заменит!»
Слава юного поэта распространилась и в литературных кругах, так как первые его стихи уже печатались и были высоко оценены литературной общественностью. В лицей приезжали знаменитые поэты: Жуковский, Батюшков, для того чтобы познакомиться с ним.
Окончив лицей, А.С. Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с балами, театрами, литературными обществами захватила юного поэта. Он часто вступал в споры о свободе в России. Вольнолюбивые стихи Пушкина, эпиграммы на царя и его приближённых распространились по всему Петербургу, дошли они и до царя.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему: «Все мои стихи сожжены – у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу».
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью и обещал ему от имени государя прощение, вступились за Пушкина и его друзья, они просили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев.
Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией, над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог [тюрьма]. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестованными. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе.
Так родилось стихотворение «Узник» (рис. 7).
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»
Обратите внимание на первую строку стихотворения: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Существительные несут отрицательную эмоциональную окраску, что передаёт тяжёлое, мрачное состояние узника, лирического героя. Главное слово-образ в этом стихотворении – слово «решётка». Оно передаёт основную тему стихотворения – переживания человека, оказавшегося в неволе. Строка разделяется паузой на две части: в первой части логической ударение падает на слово «решёткой», во второй – на слово «темнице». Так создаётся образ замкнутого пространства, образ неволи. Все слова говорят о неволе: «сижу» – отсутствие движения, «за решёткой» – отсутствие пространства, «в темнице» – отсутствие цвета и красок, «в сырой» – нет тепла. Дальше в первой строфе нарастает ощущение неволи. Движения другого узника – орла – скованны и однообразны. Их передают такие слова: «махая», «клюёт», «бросает». Слова «мой грустный товарищ» передают страдания и одиночество самого лирического героя. Далее пространство начинает раздвигаться, появляется много глаголов со значением «действие», это придаёт напряжённость. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки и как результат в конце строфы мы видим восклицание: «Давай улетим!».
В третьей строфе рисуется образ свободы яркими, светлыми тонами: «белеет», «синеет»; вместо темницы – свет, вместо решётки – простор.
Образ воли связан с картинами природы, и это не случайно, ведь море, горы, ветер – это символы свободы. Мы можем заметить, что напряжённая интонация второй строфы сменяется возвышенно, напевно. Почему второй узник именно орёл? Орёл – это символический образ свободы, гордости, воли, независимости, силы. Лирическому герою присущи те же качества. Всё это позволяет ощутить читателю, что лучше свободы ничего нет, что это естественное состояние мира и что человек – его частица – должен быть свободным. Переживания поэта в ссылке, вдали от друзей, родных, мечты о свободе – всё это воплотилось в стихотворении «Узник».
Поэт Всеволод Рождественский писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».
Список литературы
- Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.
- Непомнящий В. Поэзия и судьба. Книга о Пушкине. – М., Советский писатель, 1983.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
- Тыркова-Вильямс А. В. Пушкин. В двух томах. – М.: Молодая гвардия, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Государственный музей А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
- Литературный сборник «Стихи поэтов XIX-XX веков». Пушкин А. С. – Стихи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
- Пушкинский заповедник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
- Электронная библиотека «Библиотекарь.ру». Писатели 19 века. Александр Пушкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
Домашнее задание
- Создайте иллюстрацию к стихотворению А.С. Пушкина «Узник».
- Письменно ответьте на вопрос: в чём смысл названия «Узник»?
- Выучите наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Узник» и подготовьтесь к его выразительному чтению.
- * Сопоставьте окончательный вариант стихотворения А.С. Пушкина «Узник» с его черновым вариантом:
И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».
- Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?