Литература

Тема 4: Произведения русских писателей XIX в.

Урок 8: М.Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

 


Продолжаем знакомиться творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1), проанализируем стихотворение «Тучи».

П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г.

Рис. 1. П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г. (Источник)

В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова был сослан на Кавказ (рис. 2). (Первый раз, в 1837 году, он был отправлен туда за стихотворение «Смерть поэта» – отклик на смерть А.С. Пушкина). На Кавказе шла война, царь распорядился назначить М.Ю. Лермонтова в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери.

М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март – апрель 1838.

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март – апрель 1838. (Источник)

Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменит: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел подать в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе, но этому не суждено было осуществиться.

Один из современников вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!». Несколько человек гостьей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...» (по воспоминаниям В.А. Соллогуба).

Обратимся к стихотворению.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную. 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В начале первой строфы поэт обращается к тучам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Небо поэт называет «степью лазурною», потому что бескрайняя степь словно отражается в небесном зеркале, а отражаясь, приобретает голубоватый оттенок. Так поэт будто бы расширяет пространство, делая его бесконечным.

Прием инверсии помогает выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги.

ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов в предложении.

Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.

Эпитет «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, тяжёлые и тёмные, они лёгкие, белые и маленькие, словно жемчуг.

СТРОФА – группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п.

ЭПИТЕТ – образное определение.

Эти средства языка помогают Лермонтову, талантливому художнику, нарисовать картину словесную.

Выражение «…цепью жемчужною» следует называть метафорой.

МЕТАФОРА – употребление выражения в переносном значении на основании сходства предметов.

Тучи цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт словно подчёркивает связь природы и человека.

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своей.

СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.

Смысл этого сравнения заключается в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» – горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей – что может быть страшнее?

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

АНАФОРА – выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

В последней строфе герой отрицает свою первоначальную мысль о том, что тучи – изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять.

Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины – значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

Таким образом, можно сказать, что стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления): свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя. Однако именно благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.

АНТИТЕЗА – композиционный приём, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

 

Список литературы

  1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Маскарад. – М.: Рипол Классик, 2003.

    Обложка книги М.Ю. Лермонтова «Стихотворения. Маскарад»

    Рис. 3. Обложка книги М.Ю. Лермонтова «Стихотворения. Маскарад» (Источник)

  2. Лермонтов М.Ю. «Стихотворения» /Серия «1С:Аудиокниги»/MP3-CD/Исп. А. Казаков. – М.: ИДДК, 2007.

     Обложка аудиокниги «Лермонтов М.Ю. «Стихотворения» /MP3-CD»

    Рис. 4. Обложка аудиокниги «Лермонтов М.Ю. «Стихотворения» /MP3-CD» (Источник)

  3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2012.
  4. Михайлов Валерий. Жизнь замечательных людей. Лермонтов. – М.: Молодая гвардия, 2012.

    Михайлова А. «Жизнь замечательных людей. Лермонтов»

    Рис. 5. Михайлова А. «Жизнь замечательных людей. Лермонтов» (Источник)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – художник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  3. Государственный музей-заповедник «Тарханы». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники!»
  2. Учимся анализировать лирическое произведение.

    Проиллюстрируйте примерами из стихотворения следующие предложения:

    1. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире. Например: …
    2. Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
    3. Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание. Например: …