Литература
Тема 4: Произведения русских писателей XIX в.Урок 11: Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Сцены придворной жизни
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
На этом уроке мы продолжим анализировать повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством». Посмотрим, что в ней отражает реальную жизнь, а что фантастично.
Анализ текста
Мы уже говорили на прошлом уроке, что Вакула прилетел в Петербург и отправился к запорожцам. Как же встретили казаки кузнеца?
«– Здравствуйте, панове! Помогай бог вам! Вот где увиделись! – сказал кузнец, подошевши близко и отвесивши поклон до земли.
– Что там за человек? – спросил сидевший перед самым кузнецом другого, сидевшего подалее.
– А вы не познали? – сказал кузнец, – это я, Вакула, кузнец! Когда проезжали осенью через Диканьку, то прогостили, дай боже вам всякого здоровья и долголетия, без малого два дни. И новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки!
– А! – сказал тот же запорожец, – это тот самый кузнец, который малюет важно. Здорово, земляк, зачем тебя бог принес?
– А так, захотелось поглядеть, говорят…
– Что же земляк, – сказал, приосанясь, запорожец и желая показать, что он может говорить и по-русски, – што балшой город?
Кузнец и себе не хотел осрамиться и показаться новичком, притом же, как имели случай видеть выше сего, он знал и сам грамотный язык.
– Губерния знатная! – отвечал он равнодушно.
– Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция!
Запорожцы, услышавши кузнеца, так свободно изъясняющегося, вывели заключение очень для него выгодное.
– После потолкуем с тобою, земляк, побольше; теперь же мы едем сейчас к царице.
– К царице? А будьте ласковы, панове, возьмите и меня с собою!
– Тебя? – произнес запорожец с таким видом, с каким говорит дядька четырехлетнему своему воспитаннику, просящему посадить его на настоящую, на большую лошадь. – Что ты будешь там делать? Нет, не можно. – При этом на лице его выразилась значительная мина. – Мы, брат, будем с царицей толковать про свое.
– Возьмите! – настаивал кузнец. – Проси! – шепнул он тихо черту, ударив кулаком по карману.
Не успел он этого сказать, как другой запорожец проговорил:
– Возьмем его, в самом деле, братцы!
– Пожалуй, возьмем! – произнесли другие.
– Надевай же платье такое, как и мы.» (Рис. 1)
Запорожцы разговаривают с Вакулой свысока («– Тебя? – произнес запорожец с таким видом, с каким говорит дядька четырехлетнему своему воспитаннику, просящему посадить его на настоящую, на большую лошадь.») Один из казаков специально сделал вид, что умеет говорить по-русски. Дело в том, что украинский язык в те времена не имел статуса самостоятельного и был диалектом, а точнее разновидностью русского. И на украинском языке разговаривали малоросские простолюдины. (Малороссия – название Украины, употреблявшееся в официальных актах России, исторических источниках…) Поэтому запорожец хотел показать свою грамотность и умение говорить на правильном языке. В этом эпизоде разговор с запорожцами – реалистическая сцена, а то, что черт помог Вакуле, – фантастическая, сказочная.
Путь Вакулы во дворец изображен Гоголем так же, как и путь в Петербург: «Чудно снова показалось кузнецу, когда он понёсся в огромной карете...» Сравним: «Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он на такую высоту...» (рис. 2). Для Вакулы Петербург так же волшебен, как и небесные высоты. Дворец мы тоже видим глазами кузнеца, он судит обо всем по-своему, пользуясь теми понятиями, к которым привык. «Кареты остановились перед дворцом. Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени...». Прежде всего он смотрит на все с точки зрения мастера.
«– Что за лестница! – шептал про себя кузнец, – жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой черт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!
Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу. Робко следовал за ними кузнец, опасаясь на каждом шагу поскользнуться на паркете. Прошли три залы, кузнец все еще не переставал удивляться.
Вступивши в четвертую, он невольно подошел к висевшей на стене картине. Это была пречистая дева с младенцем на руках. “Что за картина! что за чудная живопись! – рассуждал он, – вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведен был блейвасом. Сколь, однако ж, ни удивительны сии малевания, но эта медная ручка, – продолжал он, подходя к двери и щупая замок, – еще большего достойна удивления. Эк какая чистая выделка! это всё, я думаю, немецкие кузнецы, за самые дорогие цены делали…”».
Все, чем восхищается во дворце Вакула, и все, что ему кажется сказочным, на самом деле является реалистическим. Это богатое убранство залов, паркет, картины, шитые золотом мундиры генералов.
Также в этом произведении действуют реальные исторические лица: царица Екатерина Вторая, Потемкин – государственный деятель, полководец и гетман Украины. Потемкин был любимцем царицы и обладал неограниченной властью. Человек с полным и слегка бледным лицом – Фонвизин, знаменитый русский сатирик, автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».
Дело, по которому прибыли запорожцы, тоже правда. Екатерина Вторая была недовольна вольностями казаков, среди которых зародилось восстание под руководством Емельяна Пугачева, и поэтому хотела эти вольности ограничить. И казаки приехали к царице просить о милости.
Сказочное начинается с вопроса Екатерины: «Чего же вы хотите?». Вакула, пользуясь моментом и не дожидаясь просьб казаков, падает на колени и просит Екатерину подарить ему черевички. Так серьезный разговор переводится в шутку, и царица смеется и выполняет просьбу кузнеца.
Пока Вакула путешествовал, с Оксаной произошли чудесные превращения. Услышав о гибели кузнеца, она задумалась о силе его чувств и начала бранить себя за то, что была с ним очень строга. Она все больше понимает, что влюблена в кузнеца без памяти. Ей уже и черевички не нужны, лишь бы Вакула вернулся.
«Одна только Оксана стояла как будто не своя. Молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах. Девчата не могли понять этому причины и не подозревали, чтобы виною был кузнец. Однако ж не одна Оксана была занята кузнецом.»
А тут и Вакула обернулся, свататься пришел и принес удивительной красоты черевички, пожалованные ему царицей.
«– Погляди, какие я тебе принес черевики! – сказал Вакула, – те самые, которые носит царица.
– Нет! нет! мне не нужно черевиков! – говорила она, махая руками и не сводя с него очей, – я и без черевиков... – далее она не договорила и покраснела.»
Вот как любовь помогла свершиться необыкновенным чудесам, которые возможны только в волшебную ночь перед Рождеством. Вакула считает, что виноват в грешном намерении погубить свою душу, что вступил в сговор с нечистой силой. Он хочет исповедаться и бить по пятьдесят поклонов в день весь год. Вакула чувствует свою вину не только перед Богом, но и перед людьми. Кузнец несет дорогие подарки отцу Оксаны, винится перед ним и кается (рис. 3).
«Чуб выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем. Но еще больше изумился он, когда Вакула развязал платок и положил перед ним новехонькую шапку и пояс, какого не видано было на селе, а сам повалился ему в ноги и проговорил умоляющим голосом: «Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает, отдаюсь сам; во всем каюсь; бей, да не гневись только! Ты ж когда-то братался с покойным батьком, вместе хлеб-соль ели и магарыч пили».
Чуб не без тайного удовольствия видел, как кузнец, который никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины, тот самый кузнец лежал у ног его. Чтоб еще больше не уронить себя, Чуб взял нагайку и ударил его три раза по спине. «Ну, будет с тебя, вставай! старых людей всегда слушай! Забудем все, что было меж нами! Ну, теперь говори, чего тебе хочется?»
– Отдай, батько, за меня Оксану!»
Чубу понравились подарки кузнеца, понравилось то, что кузнец попросил у него прощения. Чуб вспомнил о хитрой Солохе, которая опозорила его и на которой он передумал жениться, и дал кузнецу согласие свадьбу со своей дочкой.
Заключение
Автор изобразил Вакулу ловким, сильным, смелым молодым человеком, который умеет верно любить и готов отстаивать свое счастье. В нем есть дух вольнолюбия, который присущ украинскому народу.
Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к природе, к родному краю, к людям. Юмор добродушен.
Список литературы
- В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др.Литература. 6 класс. Учебник в 2 частях – М.: 2012. Часть 1 – 304 с.; Часть 2 – 288 с.
- Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975.
- Смирнов И.П. Формирование и трансформация смысла в ранних текстах Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») // Russian literature. Amsterdam, 1979. Nowember. VI–VII.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Ответьте на вопросы.
- Какое впечатление произвёл на Вакулу Петербург?
- Как вы думаете, с какой целью пришли в Петербург запорожцы? О чём они хотели поговорить с царицей?
- В какой момент Вакула обратился к императрице со своей просьбой и как она на неё отреагировала?
- Как изменилось отношение к Вакуле Оксаны и казака Чуба после возвращения кузнеца из Петербурга?
- За что похвалил кузнеца архиерей, проезжавший через Диканьку?
- Охарактеризуйте особенности юмора в повести «Ночь перед Рождеством». Докажите, что всё произведение пронизано юмором.
- Определите, какую роль играет украинская тема, а также тема борьбы между добром и злом в построении произведения.
- Придумайте свои названия к иллюстрациям к повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
- Напишите сочинение на тему «Место волшебства в сказке Гоголя».
- Опишите черты характера и внешность героя, используя цитаты (Солоха, Вакула, Оксана, Черт).