Литература
Тема 7: Из литературы XX векаУрок 6: Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Из литературы XX века
Урок: Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
1. Введение
Высокий, широкоплечий, с мужественными и резкими чертами лица, Маяковский был на самом деле очень добрым, мягким и ранимым человеком. Очень любил животных (рис. 1).
Известно, что он не мог пройти мимо бездомной кошки или собаки, подбирал их, пристраивал у знакомых. Однажды у него в комнате жили одновременно 6 собак и 3 кошки, одна из которых вскоре родила котят. Квартирная хозяйка приказала немедленно прикрыть этот зверинец, и Маяковский спешно начал искать питомцам новых хозяев.
Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» – пожалуй, во всей мировой литературе – мы найдем у Маяковского:
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку –
тут у булочной одна –
сплошная плешь, –
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
Из биографии В. Маяковского мы знаем, что он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, одновременно увлекался новым направлением в искусстве, получившим название ФУТУРИЗМ, и социалистическими идеями.
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.)
Футуристы считали, что литература должна искать новые темы и формы. По их убеждению, современный поэт должен отстаивать свои права. Вот их перечень:
1.На увеличение словаря в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (слово-новшество)
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования
Футуристы экспериментировали со словом, создавая авторские неологизмы. Так, например, футурист Хлебников придумал название русских футуристов – будетляне (люди будущего).
За участие в революционных кружках Маяковский трижды был арестован, последний раз 11 месяцев провел в тюрьме. Именно в этот период Маяковский решает всерьез заняться литературой. В поэме Асеева «Маяковский начинается» (рис. 2) этот период жизни поэта описан в следующих словах:
И вот он выходит:
большой, длиннолапый,
обрызганный
ледниковым дождем,
под широкополой,
обвиснувшей шляпой,
под вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами,
да падает лошадь,
боками дыша.
Упоминание о лошади в этом отрывке не случайно. Одним из лучших стихотворений раннего Маяковского стало стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (рис. 3).
Сюжет его был подсказан самой жизнью.
Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.
9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Стихотворение необычно по форме и содержанию. Во-первых, необычна строфика, когда стихотворная строка разрывается и продолжение пишется с новой строки. Такой прием получил название «лесенка Маяковского» и объяснялся им в статье «Как делать стихи?». Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм.
Образы в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Лошадь |
Улица (толпа) |
Лирический герой |
1. Лошадь на круп грохнулась,
2. За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти... лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла.
3. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
|
1. Ветром опита, льдом обута, улица скользила,
2. За зевакой, зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал
3. Улица опрокинулась, течет по-своему...
|
1. Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. 2. И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. "Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь".
|
Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше. |
Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир. |
Лирический герой – сам автор, своеобразный «двойник» лошади. Он так же одинок и затравлен толпой. |
Вывод: в стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокости и равнодушия мира по отношению к живой душе. Однако, несмотря на это, идея стихотворения оптимистична. Если лошадь нашла в себе силы подняться и встать в стойло, то и поэт делает для себя вывод: несмотря ни на что жить стоит и работать стоит.
Средства художественной выразительности
Развернутая метафора. В отличие от простой метафоры, развернутая заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.
Например:
1. Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
2. И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
Стилистические приемы: ассонанс и аллитерация. Это фонетические приемы, позволяющие звуками нарисовать или передать событие.
Ассонанс:
- Лошадь упала!-
- Упала лошадь!-
С помощью гласных поэт передает крик толпы, а может быть, ржание лошади, ее крик. Или крик лирического героя? В этих строчках звучит боль, стон, тревога.
Аллитерация:
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал
С помощью согласных поэт передает неприятный смех толпы. Звуки раздражают, как скрип ржавого колеса.
Звукоподражание — один из видов звукописи: использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений
Например:
Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
Используя двусложные и односложные слова с повторяющимися звуками, поэт создает звуковой эффект скачущей лошади.
Особенности рифмы
В. Маяковский во многом был первооткрывателем, реформатором, экспериментатором. Его стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» удивляет своим богатством, разнообразием и оригинальностью рифмы.
Например:
Усеченная, неточная: плоше – лошадь, зевака – зазвякал
Неравносложная: в шерсти – в шелесте, стойло – стоило
Составная: в вой ему – по-своему
Омонимическая: пошла – краткое прилагательное и пошла – глагол.
Таким образом, автор использует различные литературные приемы, чтобы создать яркую, эмоциональную картину, которая не оставит никого равнодушными. Такая особенность присуща всему творчеству Маяковского. Свое предназначение Маяковский видел, в первую очередь, в воздействии на читателей. Именно поэтому М. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Платонов – «мастером всеобщей большой жизни».
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (Источник).
- Маяковский. Стихи. Автобиография. «Как делать стихи?» (Источник).
- В. Маяковский. Биография. Творчество (Источник).
Домашнее задание
- Выразительно прочитайте стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». В чем особенность ритма этого стихотворения? Легко ли вам его было читать? Почему?
- Найдите в стихотворении авторские слова. Как они образованы?
- Найдите в стихотворении примеры развернутой метафоры, гиперболы, каламбура, ассонанса, аллитерации.
- Найдите строки, в которых выражена идея стихотворения.