Литература

Тема 7: Из литературы XX века

Урок 4: Л. Андреев. Рассказ "Кусака"

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


На этом уроке мы с вами познакомимся с рассказом Леонида Андреева «Кусака». (Рис. 1.)

Обложка рассказа «Кусака»

Рис. 1. Обложка рассказа «Кусака» (Источник

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова самого автора рассказа. «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».


Анализ текста


Уже в первой главе перед нами предстает образ собаки. «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу».

Обратите внимание на то, сколько в первом абзаце слов с отрицанием (никому не принадлежала, не было имени, никто не мог сказать, нет дома). Все это рождает страх и обиду в душе собаки. Она не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не отгоняли ее. (Рис. 2.)

Иллюстрации к рассказу

Рис. 2. Иллюстрации к рассказу (Источник)

Важным является эпизод с пьяным мужиком, встречающийся вначале. Не доверяет Кусака людям, но ей хочется быть нужной. «Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.
– Жучка! – позвал он ее именем, общим всем собакам.- Жучка! Пойди сюда, не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
– Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!
Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.
– У-у, мразь! Тоже лезет!
Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок».

Кусака постаралась довериться человеку и в ответ в очередной раз почувствовала обиду и совсем перестала доверять людям. В то же время чувство ненужности растет в ее душе.

Одной зимой собака находит пустую дачу и поселяется под ее террасой. «На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». Сама для себя она понимает, что нашла дом и бескорыстно сторожит его. Обратим внимание на пейзаж, которым заканчивается первая глава. «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч». Он мрачный, зимний, но вместе с тем собака обретает свой дом, она обрела нужность.

Вторая глава начинается с прихода весны. Посмотрим, какие перемены привнесла эта пора в жизнь Кусаки.

«Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз…

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется». Пока собака еще не доверяет людям, чувство злобы живет в ее душе. Но она с каждым днем становится добрее. Приехавшие дачники были добрыми людьми, даже несмотря на то, что поначалу хотели прогнать Кусаку. Но со временем они меняют свое отношение к собаке и даже дают ей имя.

«– А где же наша Кусака?
   И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб, – словно это был не хлеб, а камень, – и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее "своей" собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей». (Рис. 3.)

Леля и Кусака

Рис. 3. Леля и Кусака (Источник)

Страх не уходит из сердца Кусаки. Даже несмотря на то, что люди ее зовут и появляется Леля, которая окончательно забыла обиду на собаку за то, что при первой встрече она на нее набросилась. «Кусачка, пойди ко мне! – звала она к себе. – Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась…

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают». Несмотря на боязнь, собака начинает идти на контакт с людьми. Она постепенно привыкает к этим людям и выражает свою преданность.

«...Она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара». Ласки растопили злобу в душе собаки.

Третья глава начинается с замечательного предложения, подумайте, как его можно понять. «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?» И всеми силами Кусака пытается доказать людям свою преданность и любовь. Посмотрим, как изменилась Кусака.

«...Шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Страх не совсем еще испарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться.

Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, – и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

И, как прежде, на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

Если для людей, игравших с собакой, это было всего лишь развлечение, то для Кусаки это было выражением ее чувств. При посторонних людях, приходивших в гости, она не показывала своих штук и убегала прятаться под террасу. К сожалению, чудо, произошедшее с Кусакой, продолжается недолго. Читателя настораживает пейзаж, который появляется в четвертой главе.

«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой». Что будет дальше? Кусачку не хотят брать в город. Когда Леля пытается уговорить свою маму, то та объясняет, что в доме нет двора, а в комнатах такой беспородной собаке не место. Странно, что именно в этот момент мама предлагает Леле  завести другого щенка. Печально, что для беспородной Кусачки места в доме нет, а для породистого щенка оно найдется.

Интересен диалог Лели с мамой. На протяжении всего диалога Леля изо всех сил сдерживает слезы, но так и не заплачет. Выходит, что девочка испытывала не такие уж и глубокие чувства по отношению к Кусаке. Для Лели Кусака так и осталась игрушкой, которую может заменить любой другой щенок. Случилось то, чего боялась Кусака. Та странная мольба в глазах собаки вновь появилась. Люди снова приманили ее и попытались приласкать, и Кусака поверила в этих людей. Но как вы думаете, какой удар для собаки стал больнее: удар мужика в начале рассказа или удар людей, в которых Кусака смогла поверить и стала им доверять? Удар Лели и ее родственников гораздо больнее потому, что это удар не физический, а удар по душе собаки.

«Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке».

Еще одной важной частью пятой главы является эта: «Наступила ночь...Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно-спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла».

«Собака выла» – главное предложение в пятой главе. Почему выла? Раньше у собаки болело тело, а теперь у Кусаки болит душа. И этот удар гораздо больнее, чем удар человека, который ее пнул.


Заключение


После дружбы с людьми Кусака стала еще несчастнее. История Кусаки – это рассказ о равнодушии взрослых, которое порождает равнодушие и бессердечие детей. Отношение к животным у Леонида Андреева считается одним из критериев нравственности. Вернемся к началу урока и вспомним эпиграф. «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Толстогузова М.В. Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
  3. Шарафутдинова Р.А. «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…»

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. 900igr.net (Источник).
  2. Knigaport.ru (Источник).
  3. To-name.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Ответьте на вопросы.

  1. На какие чувства и переживания натолкнул вас рассказ «Кусака»? Как вы понимаете выражения: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака», «Желтыми огнями загорелась осень...»?
  2. Если бы вам предложили подготовить иллюстрацию к рассказу, что бы вы на ней изобразили? Опишите устно.
  3. Напишите рецензию на рассказ «Кусака».