Литература
Тема 9: Уроки А.Н. АрхангельскогоУрок 10: Тема детства в творчестве Л. Н. Толстого и М. Горького. Правда и вымысел в автобиографическом произведении
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема детства в творчестве Л.Н. Толстого и М. Горького
Мы обсудили несколько важных тем. Сказали о тех дорогах, которые выбирают литературные герои. Вы знаете, какое произведение впервые берет путешествие за основу сюжета. Мы говорили о том, как меняется сам жанр путешествия от Средних веков к новому времени, о том, как литература открывает человеческую личность, которая становится главным предметом изображения, даже если рассказ о новых впечатлениях, получаемых в странствиях. Сказали о лирическом герое, о фантастических путешествиях, о научной фантастике. Сегодня поговорим о главном – пути к самому себе.
Помогут нам в этом два произведения классической литературы – «Детство» Льва Толстого, написанное в 1853 году, и другое одноименное произведение, написанное в 1913 году Максимом Горьким. Это два автобиографических произведения. В них отражена жизнь авторов, обстоятельства, эпизоды их судьбы. Мы анализировали подобные книги Ивана Шмелева, Валентина Распутина («Уроки французского»), многие другие произведения, просто слово «автобиографический» не использовали.
Лев Толстой рассказывает о детстве своего героя Николеньки, он похож на самого автора. Лев Николаевич перенес и некоторые обстоятельства своей жизни: смерть матери, портрет отца, домашнюю атмосферу (см. рис. 1).
Рис. 1. Борис Диодоров. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Детство»
У Максима Горького также рассказывается о мальчике Алеше, выросшем у жестокого деда, любящей бабушки, у странной мамы. Обстоятельства жизни автора переносятся на страницы повести. Эти произведения – трилогии.
Трилогия – три произведения, объединенных общностью героев, жизненных обстоятельств и сюжета.
Другие произведения, вошедшие в трилогии авторов, уже называются по-разному: у Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность», у Максима Горького «Детство. В людях. Мои университеты».
Лев Николаевич с помощью названий, обращает внимание на этапы жизненного пути, вхождения человека во взрослую жизнь.
Максим Горький говорит о встрече человека с обществом (см. рис. 2).
Рис. 2. Борис Дехтерев. Иллюстрации к трилогии М. Горького «Детство. В людях. Мои университеты»
«Детство» – короткая пора, когда человек предоставлен сам себе. Далее он «В людях» – поступает на работу, уходит из семьи подростком, начинает свой труд. «Мои университеты» – рассказ о том, как жизненные испытания сформировали личность героя.
У авторов разные задачи. Толстой пишет про человеческий путь, Горький – про общественное воздействие. Это позволяет писателям рассказывать не только о себе, но и о любом человеке, который может опознать себя в их героях.
Интересно строится «Детство» Толстого. Помните: Иван Шмелев не скрывает, что его рассказчик – человек зрелый. Он объясняет юному эмигранту, как жизнь была обустроена прежде, в России его детства. Когда мы читаем Толстого, ощущаем, что маленький мальчик Николенька сам рассказывает о том, что с ним происходит здесь и сейчас – это не ностальгия или воспоминание.
«12 августа 18..., ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра – Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой – из сахарной бумаги на палке – по мухе».
Лев Толстой
Это точка зрения мальчика, но постепенно начинает появляться интонация зрелого человека. Толстой объясняет, как трагически завершается счастливая пора в жизни каждого человека, как детство уходит. У его героя детство заканчивается, когда умирает его мама. Он вступает в жизнь, к которой не готов. Появляется интонация зрелого человека.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Лев Толстой
Правда и вымысел в автобиографическом произведении
Вернемся к понятию «автобиографичность». Значит ли это, что авторы напрямую рассказывают нам о том, что они видели в детстве, воспроизводят события один к одному? Правда и вымысел в автобиографичном произведении находятся в сложном взаимодействии.
Автобиография – литературный жанр, описание автором своей жизни; произведение, где под видом описания жизни героя выводится жизнь самого писателя.
Героя зовут Николенька, автора – Лев. Если бы Толстой рассказывал о самом себе, героя звали бы его именем. Лев Николаевич потерял маму, когда был совсем маленьким, практически младенцем, герой Николенька – в 11 лет. Зачем писатель, рассказывая о самом себе, меняет имя героя и обстоятельства жизненной драмы? Это его литературная задача. Герой должен встретиться со смертью матери, когда он готов эту трагедию осмыслить. Тема Льва Толстого – мучительное взросление, расставание со счастливой жизненной порой (см. рис. 3).
Рис. 3. Сергей Соколов. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Детство»
И у Алексея Максимовича многое воспроизведено подлинно, а многое сочинено. Современная литература сочетает правду и вымысел, в ином случае не получится выразить глубинное содержание, рассказать о взрослении человеческой души, о пути к самому себе.
Домашнее задание
Тестовые задания по повестям М. Горького «Детство» и Л. Толстого «Детство» помогут проверить ваши знания.
Ознакомьтесь с литературоведческой статьей о художественных особенностях повести Л. Толстого «Детство» и выполните задание.
Предлагаем послушать большую лекцию об автобиографических произведениях Л.Н. Толстого.
Прочтите произведения других авторов, в которых затронута тема детства:
- В.О. Богомолов. «Иван»
- В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
- В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
- В.П. Распутин. «Уроки французского»