Литература
Тема 9: Уроки А.Н. АрхангельскогоУрок 7: Путь на Родину. М. Ю. Лермонтов. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» Теория литературы: образ лирического героя
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова
Сквозная тема этого учебного года – путешествия. Путешествия во времени, пространстве, жизненные пути, дороги, которыми движутся литературные герои. Жанр путешествия изменился. Литература нового времени сконцентрирована на иных вещах, нежели средневековая. Сосредоточена на вымысле, в центре которой человеческая личность. Важно не то, что происходит вокруг человека, а то, что происходит с самим человеком. Любое путешествие – это форма, с помощью которой автор выявляет в герое внутреннее содержание. Особенно это касается лирики, в частности творчества Михаила Лермонтова (см. рис. 1).
Рис. 1. Михаил Юрьевич Лермонтов
Стихи Лермонтова мы уже читали, о биографии частично говорили. Детство поэт провел у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии, потом была Москва, Петербург, высылка на Кавказ за стихотворение памяти Пушкина «Смерть поэта».
Что такое Кавказ для русского офицера в XIX веке? Это была чужбина – шла война. Ведь со своими не воюют, воюют с чужими. И в то же время это была родина, потому что Кавказ – часть Российской империи (см. рис. 2).
Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. «Перестрелка в горах Дагестана»
Это такая чужбина, которая одновременно является родиной, и это такая родина, которая является чужбиной. Не случайно в стихотворениях Лермонтова возникает один и тот же мотив – оторванности, двойственности. Поэт словно находится между родиной и чужбиной, между любовью и ненавистью, разлукой и встречей. Он находит следующие образы, чтобы рассказать о двойственности своей души:
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы,
М.Ю. Лермонтов
Дубовый листок просит чинару принять его, а чинара отвечает:
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;По небу я ветви раскинула здесь на просторе,И корни мои умывает холодное море.
М.Ю. Лермонтов
Листок оторвался от родимой ветви, а чужая его не принимает. Это говорит не о внешних событиях, а о том, что происходит с самим поэтом. Давайте вспомним еще одно стихотворение:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М.Ю. Лермонтов
Снова тема родины, которая чужбина. Все это запутано, и противоречие разрешить невозможно. Это сквозная тема лирики Лермонтова. Говорит ли поэт о тучах или дубовом листке, или о белеющем парусе одиноком – он говорит о самом себе, своей душе, страдании. Это его душа, как тучки, не может пристать ни к одному берегу, как листок, она оторвалась от ветки родимой, как парус, она зажата между небом и морем.
Теория литературы: образ лирического героя
Здесь мы должны ввести важное литературоведческое понятие. Поэт-лирик говорит о самом себе в условных образах. «Я» – от чьего имени написаны стихи – может принадлежать кому угодно. Но в действительности мы слышим отголоски самого поэта.
Лирический герой – образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный поэту.
Герой есть в эпической прозе и драматургии. Он действует внутри сюжета, на нем сюжет замкнут.
В лирическом произведении герой – это условный образ автора, условное «я», которое позволяет говорить в художественной форме.
Лермонтов повествует от имени «дубового листка, оторвавшегося от ветки, родимой», «белеющего паруса», всякий раз он рассказывает о самом себе, о своем лирическом герое, условном «я», которое пронизывает все его творчество насквозь и объединяет разные сюжеты (см. рис. 3).
Рис. 3. Автопортрет М.Ю. Лермонтова (1837–1838 гг.)
Домашнее задание
Углубить ваше представление о лирическом герое поможет статья В.Е. Красовского. Можно ли говорить о лирическом герое в эпических произведениях?
Послушайте стихотворения М.Ю. Лермонтова в исполнении российских актеров:
- «Утес» (читает Андрей Смирнов)
- «Родина» (читает Николай Бурляев)
- «Казачья колыбельная» (читает Юлия Рутберг)
- «Бородино» (читает Валерий Баринов)
- «Три пальмы» (читает Роза Хайруллина)
Предлагаем другие уроки нашего проекта, посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова: