Литература

Тема 9: Уроки А.Н. Архангельского

Урок 7: Путь на Родину. М. Ю. Лермонтов. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» Теория литературы: образ лирического героя

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова


Сквозная тема этого учебного года – путешествия. Путешествия во времени, пространстве, жизненные пути, дороги, которыми движутся литературные герои. Жанр путешествия изменился. Литература нового времени сконцентрирована на иных вещах, нежели средневековая. Сосредоточена на вымысле, в центре которой человеческая личность. Важно не то, что происходит вокруг человека, а то, что происходит с самим человеком. Любое путешествие – это форма, с помощью которой автор выявляет в герое внутреннее содержание. Особенно это касается лирики, в частности творчества Михаила Лермонтова (см. рис. 1).

Рис. 1. Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихи Лермонтова мы уже читали, о биографии частично говорили. Детство поэт провел у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии, потом была Москва, Петербург, высылка на Кавказ за стихотворение памяти Пушкина «Смерть поэта».

Что такое Кавказ для русского офицера в XIX веке? Это была чужбина – шла война. Ведь со своими не воюют, воюют с чужими. И в то же время это была родина, потому что Кавказ – часть Российской империи (см. рис. 2).

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. «Перестрелка в горах Дагестана»

Это такая чужбина, которая одновременно является родиной, и это такая родина, которая является чужбиной. Не случайно в стихотворениях Лермонтова возникает один и тот же мотив – оторванности, двойственности. Поэт словно находится между родиной и чужбиной, между любовью и ненавистью, разлукой и встречей. Он находит следующие образы, чтобы рассказать о двойственности своей души:

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

 

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

М.Ю. Лермонтов

Дубовый листок просит чинару принять его, а чинара отвечает:

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;По небу я ветви раскинула здесь на просторе,И корни мои умывает холодное море.

М.Ю. Лермонтов

Листок оторвался от родимой ветви, а чужая его не принимает. Это говорит не о внешних событиях, а о том, что происходит с самим поэтом. Давайте вспомним еще одно стихотворение:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М.Ю. Лермонтов

Снова тема родины, которая чужбина. Все это запутано, и противоречие разрешить невозможно. Это сквозная тема лирики Лермонтова. Говорит ли поэт о тучах или дубовом листке, или о белеющем парусе одиноком – он говорит о самом себе, своей душе, страдании. Это его душа, как тучки, не может пристать ни к одному берегу, как листок, она оторвалась от ветки родимой, как парус, она зажата между небом и морем.


Теория литературы: образ лирического героя


Здесь мы должны ввести важное литературоведческое понятие. Поэт-лирик говорит о самом себе в условных образах. «Я» – от чьего имени написаны стихи – может принадлежать кому угодно. Но в действительности мы слышим отголоски самого поэта.

Лирический герой – образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный поэту.

Герой есть в эпической прозе и драматургии. Он действует внутри сюжета, на нем сюжет замкнут.

В лирическом произведении герой – это условный образ автора, условное «я», которое позволяет говорить в художественной форме. 

Лермонтов повествует от имени «дубового листка, оторвавшегося от ветки, родимой», «белеющего паруса», всякий раз он рассказывает о самом себе, о своем лирическом герое, условном «я», которое пронизывает все его творчество насквозь и объединяет разные сюжеты (см. рис. 3).

Рис. 3. Автопортрет М.Ю. Лермонтова (1837–1838 гг.)


Домашнее задание


Углубить ваше представление о лирическом герое поможет статья В.Е. Красовского. Можно ли говорить о лирическом герое в эпических произведениях?

Послушайте стихотворения М.Ю. Лермонтова в исполнении российских актеров:

Предлагаем другие уроки нашего проекта, посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова: