Литература

Тема 6: Литература ХХ века

Урок 7: В.М. Шукшин. Личность писателя. Рассказ "Дядя Ермолай"

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Краткая биография писателя


Василий Макарович Шукшин известен как писатель, сценарист, режиссер, актер. Родился он в крестьянской семье на Алтае. Когда мальчику было около четырех лет, его отец был раскулачен. Василий работал с шести лет. Став постарше, в поисках заработка он отправился в город, пытался учиться в автомобильном техникуме, работать бухгалтером. Но все это не было ему интересно. Шукшин начал писать юмористические рассказы и случаи из жизни деревни.

В.М. Шукшин – это автор двух романов, большого количества рассказов, сценарист фильмов «Позови меня в даль светлую», «Живет такой парень», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная». Герой Шукшина – «чудик», есть у писателя рассказ с таким названием. Но этот герой встречается и во многих других произведениях автора. «Чудик» – человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый обывателю. Герои-«чудики» любимые у Шукшина.


Рассказ «Дядя Ермолай»


Рассказ "Дядя Ермолай" – один из последних рассказов Василия Макаровича Шукшина – написан в 1970 году. Мать писателя вспоминала:

 

«Вот есть рассказ «Дядя Ермолай». Это бригадир такой был у нас в Сростках. Вася даже ни фамилии, ни имени нисколечко не переменил. Помню, начали сено возить. Я и говорю: «Ермолай Григорьевич, возьми, бога ради, моего Васю-то копна возить на волокушах. Все хошь маленько, да подработает». А он: «Я бы взял, мне-то что, да беда, ножонок-то у него не хватит, чтобы коню спину обнять». Я говорю: «Что вы, он уже цепко держится». Взяли все же… У Васи все получалось потому, что сызмальства труд крестьянский узнал, всегда среди простых людей был».

 

Рассказ автобиографичен, В.М. Шукшин сохраняет даже имя главного героя – Васька.

Действие происходит в сибирском колхозе. Вот начало произведения:

 

«Вспоминаю из детства один случай. Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Небо – синим-сине, и уж дергал ветер. Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил».

 

Мы видим, как по-разному на непогоду реагируют дети и дядя Ермолай: он переживает, что дождь может испортить зерно.

Очень важна роль пейзажа в произведении:

 

«Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым – резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь. Когда вверху вспыхивало, все на земле – скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, – все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали».

 

А  вот реакция дяди Ермолая на детей:

 

«Дядя Ермолай ошалел… Может быть, мы – в глазах его – тоже на миг подпрыгнули и повисли в воздухе, как вчерашние скирды и кони, – отчего-то у него глаза сделались большие и удивленные».

 

Автор проводит параллель между поведением героев и явлениями природы.

 

Ермолай велит мальчикам посторожить зерно:

 

«– Самая воровская ночь, – сказал дядя Ермолай. – Ну-ка, Гришка… – дядя Ермолай поискал глазами, я попался ему. – Гришка с Васькой, идите на точку – там ночуете. А то как бы в такую-то ночку не подъехал кто да не нагреб зерна. Ночь-то… самая такая».

 

В рассказе заметен кинематографический почерк автора. Над рассуждением преобладает диалог. Посмотрим на центральную часть рассказа – диалог мальчишек и дяди Ермолая:

 

«– Ну, караульщики, – спросил дядя Ермолай, увидев нас, мне показалось, что он смотрит пытливо. – Как ночевали?

– Хорошо.

– Все там в порядке? На точке́-то?

– Все в порядке. А что?

– Ничего. Спрашиваю… Я посылал, я и спрашиваю. «А что?» – А сам все смотрит. Мне стало не по себе. – Зерно-то целое?

– Целое. – У Гришки круглые, ясные глаза; он смотрит не мигая. – А что?

– Да вы были там?! На точке́-то?

У меня заныл кончик позвоночника, копчик. Гришка тоже растерялся… Хлоп-хлоп глазами.

– Как это «были»?..

– Ну да, были вы там?

– Были. А где же мы были?

Эх, тут дядя Ермолай взвился:

– Да не были вы там…»

 

Диалог яркий, подвижный и колоритный:

 

«– Да растудыт вашу туда-суда и в ребра!.. – Дядя Ермолай аж за голову взялся и болезненно сморщился. – Ты гляди, что они вытворяют-то! Да не было вас на току, не бы-ло-о! Я ж был там! Ну?! Обормоты вы такие, обормоты! Я ж следом за вами пошел туда – думаю, дошли ли они хоть? Не было вас там!»


Разбор


Составим психологическую характеристику героев, выписав ключевые глаголы.

Реакция дяди Ермолая

Реакция мальчишек

Смотрит на мальчиков пытливо

Смотрят не мигая

Взвился

Решили стоять насмерть

Аж за голову взялся

Это нас не смутило

Несмотря на то что дядя Ермолай решил не наказывать мальчишек, они не сознались в том, что заблудились и не дошли до тока с зерном:

 

«– Ну, ладно, ладно… Вы, можеть, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней… Где ночевали?

– На току.

– Да где на току-то, – сорвался дядя Ермолай. – Где на току-то?! Где, когда я… У-у, обормоты! – Он заискал глазами – чем бы огреть нас».

 

Очень важен финал рассказа:

 

«Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: «Емельянов Ермолай …вич».

Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю. И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что́ был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или – не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так – не кто умнее, а – кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно – до отчаяния и злости – не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так – грамоты ради и слегка из трусости – величаю ее с заглавной буквы, а не знаю – что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их».

 

Автор предлагает читателю разобраться в вопросах, на которые не может ответить сам.

Спустя годы персонаж Шукшина мучается мыслью о том, что не признались тогда мальчишки. Через весь рассказ проходят тема правды и тема совести. Прожитые годы не оправдывают детский поступок.


Заключение


Рассказ В.М. Шукшина «Дядя Ермолай» – это рассказ-характер, рассказ-судьба. В нем показан человек с чистой и праведной душой.

 

Список литературы

1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.

3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Русская историческая библиотека» (Источник)

2. Интернет портал «Litra.ru» (Источник)

3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Понравился ли вам рассказ?

2. В каком году написан рассказ «Дядя Ермолай»?

3. Какие темы затрагивает рассказ «Дядя Ермолай»?