Литература
Тема 2: Устное народное творчествоУрок 2: Устное народное творчество. Исторические песни
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
На уроке мы познакомимся с жанром фольклора – исторической песней.
Фольклор – народное творчество, чаще всего устное. При знакомстве с произведениями фольклора перед нами предстает огромный, яркий и красочный мир народной мудрости, художественной правды, мир, в котором добро всегда побеждает зло. Особое место в фольклоре занимают исторические песни.
Исторические песни
Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.
Исторические песни возникли примерно в XIII–XIV веках, на этих этапах они подвергалась влиянию других жанров, таких как былины и баллады. В исторических песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных эпитетов, повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Песнь динамичнее былин, сюжет лаконичен, ограничен одним эпизодом. Большую роль в композиции играет монолог или диалог. Исполнение отличается от былин, каждая песнь поется хором и имеет свою мелодию. Самым главным отличием исторической песни от былин является историческая достоверность, ее персонажи – реально существовавшие деятели. Песни посвящены не только царям, но и героям, которые близки и понятны народу, таким как Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак.
Песнь о Ермаке
На картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири» (рис. 1) художник изобразил борьбу русского народа во главе с Ермаком против войска татарского хана Кучума (рис. 2).
До наших дней сведений о Ермаке дошло немного, песни о нем важны как историческое свидетельство. Точно неизвестно ни имя Ермака, ни его происхождение. Предположительно, он был из крестьян, бежал на Дон, разбойничал в низовьях Волги и на Каспии. Спасаясь от преследования властей, Ермак со своими соратниками бросился на Каму и добрался до владений уральских промышленников Строгановых.
Известно, что в апреле 1579 года Ермак со своей дружиной служил Строгановым и охранял их владения от сибирских татар. В те времена в Сибири хозяйничал хан Кучум, люди были под опустошающим гнетом татар. Строгановы поддержали предложенный Ермаком поход, который был очень сложным: через Уральские горы прошло только 840 человек. Благодаря строгой дисциплине отряд двигался вперед.
25 октября 1581 года Ермак занял столицу сибирского царя – хана Кучума. За эту победу Иван Грозный простил Ермаку прошлые грехи и наградил дорогими подарками.
Исторические песни хранят память об этом герое. Его могучий образ привлекал внимание, потому что он был выходцем из народа, умен и наделен отвагой.
Прочитайте песнь о Ермаке (рис. 3).
В песни создан реалистичный образ героя, без идеализации и преувеличения. Ермак – атаман казаков, которые занимаются разбоем. Патриотической идеи нет, народ рассказывает о том, что Ермак идет в поход для того, чтобы заслужить прощение царя. Песнь изображает один эпизод – обращение Ермака к казакам, использован традиционный прием монолога. Песнь начинается с зачина (рис. 4), который знакомит с местом события и главным героем.
В песни видны художественные приемы, которые присущи фольклорным жанрам: эпитеты, гипербола, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и повторы. Примеры использованных художественных приемов в тексте (рис. 5):
В этой песне правда о героях не скрыта, но нам представлен не преступник, а свободный человек, который не желает быть рабом. Народ восхищается его свободолюбием и лидерскими качествами.
Песнь о Емельяне Пугачеве
Еще одним народным героем, способным повести за собой людей, является Емельян Пугачев. Пугачев Емельян Иванович – предводитель крупнейшего в истории антикрепостнического народного восстания 1773–1775 годов (рис. 6), в истории именуемого пугачевским восстанием, или Крестьянской войной.
В 1774 году Пугачев выдан властям заговорщиками и казнен в Москве на Болотной площади (рис. 7).
Прочитайте песнь о Емельяне Пугачеве (рис. 8).
Песнь рассказывает о заключении в темницу народного героя Пугачёва, народ сочувствует ему. О свободной жизни мечтали тогда многие, но не каждый мог осмелиться выступить против власти и повести за собой народ. Пугачев любим народом, изображен как народный заступник, ратующий за свободу.
Заключение
На уроке мы убедились не только в своеобразии народных исторических песен, но и в их ценности в сбережении истории нашей страны.
Список литературы
- Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
- Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- В чем главное отличие исторических песен от былин?
- Какие художественные приемы, которые присущи фольклорным жанрам, используются в исторических песнях?
- Объясните, чем обусловлена любовь к народным героям.