Маркетинг

Тема 1: Основы маркетинга

Урок 1: Что такое маркетинг?

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Это ознакомительный курс, который расскажет об основах маркетинга и подскажет, куда расти дальше. С вами будут работать:

Сергей Абдульманов — директор по маркетингу одной из крупнейших в мире сетей магазинов настольных игр «Мосигра», соавтор книг о продвижении и построении бизнеса и совладелец PR-агентства, которое помогает с маркетинговыми задачами многим ИТ- и телеком-компаниям.

Сергей Таболин — директор по маркетингу бизнес-сегмента в Ростелекоме. Сергей свыше десяти лет занимается маркетингом в сфере телекоммуникаций и специализируется на работе с продуктами для малого и среднего бизнеса.

Подробнее о себе и своем видении маркетинга и цифровых коммуникаций наши герои расскажут на видео.

 

Современный маркетинг — во многом наука, а наши менторы и их проекты своим примером доказывают, что в этой области можно использовать научный подход, то есть, ставить контролируемые эксперименты, чтобы добиваться предсказуемых результатов в предсказуемые сроки. И готовы научить вас этому!

 

Вы получите  базовые знания о том, как изучить своих клиентов, предложить им нужный продукт, генерировать и проверять гипотезы… — и делать все это системно. Чтобы получить максимально системное знание, сначала мы изучим классическую теорию маркетинга, пришедшую еще из офлайна (и до сих пор дающую результат), а потом немного дополним ее современными методиками и инструментами из онлайна.

 

Принципы маркетинга, которые мы будем разбирать, универсальны. Менторы раскроют их на примерах разных брендов, товаров и услуг. Ваша задача — перенести их на свой продукт и привязать к конкретным рынкам, каналам и аудиториям.

 

1 Как быстро разобраться в любом продукте и давать результат

 

С одной стороны, маркетинг — это системная и долгосрочная работа. С другой — все хотят увидеть результат работы маркетолога как можно скорее. А значит, вам нужны тактические победы. Здесь нам поможет знание тех самых базовых принципов маркетинга — они будут верно служить вам при столкновении с любым новым рынком, сервисом или аудиторией.

 

В этом модуле мы разберемся:

  • как погрузиться в существующий продукт и найти узкие места, которые мешают людям покупать у вас или платить за продукт повторно;
  • как собирать идеи по изменениям и выбирать из них гипотезы для экспериментов;
  • как обосновать гипотезы, бюджет и сроки на их проверку;
  • на что должен влиять маркетолог, чтобы изменения, которые он проводит, максимально позитивно отразились на компании и ее клиентах.

 

1.1. Коротко о главном: что должен делать маркетолог

У многих компаний есть подразделения с одинаковым названием «отдел маркетинга», но руководители и сотрудники этих компаний могут подразумевать под словом «маркетинг» самые разные вещи: от запуска рекламы до создания продукта. Как так получается и что происходит на самом деле?

Маркетинг не сосредоточен в каком-то конкретном отделе. Все, что компания делает для поиска и удержания клиентов, это и есть маркетинг. Другие отделы, специалисты и менеджмент видят «проекции» работы маркетинга на свою работу, поэтому кто-то воспринимает вас как помощника в выборе стратегии и разработке продукта, кто-то видит как «человека, который помогает формировать цены», кто-то воспринимает как «человека про рекламу», ведь коммуникации тоже на вашей стороне.

Основная задача специалиста по маркетингу — помочь компании выстроить полный цикл общения клиента с ее продуктом: от первых контактов до покупки и постпродажного обслуживания. Такой цикл называют «путь клиента». Вот как он выглядит в классическом маркетинге:

Обычно по ходу цикла человек взаимодействует с разными подразделениями компании, и они влияют на то, как пройдет тот или иной этап сделки. Например, при переходе от заинтересованности к покупке потенциальный клиент может «отвалиться», если бухгалтерия будет работать медленно или сломается форма заявки на сайте, который поддерживает ИТ-отдел. А на этапе использования продукта на первый план может выйти общение действующего клиента со службой технической поддержки — не факт, что человек заплатит вам снова, если его проблему не решат быстро и качественно.

Как маркетолог вы либо управляете этой системой (в какой-то степени), либо закрываете пробелы, которые образуются из-за того, что кто-то что-то не делает, и пытаетесь превращать эти пробелы в точки для роста.