Математика
Тема 8: Числовые и тригонометрические функции. Профильный уровеньУрок 5: Числовая окружность
- Теория
Тема: Тригонометрические функции
Урок: Числовая окружность
1. Тема урока, введение
Для любой функции независимый аргумент откладывается либо на числовой прямой, либо на окружности. Охарактеризуем и числовую прямую, и числовую окружность.
2. Числовая прямая
Прямая становится числовой (координатной) прямой, если отмечено начало координат, выбраны направление и масштаб (рис. 1).

Числовая прямая устанавливает взаимно-однозначное соответствие между всеми точками прямой и всеми действительными числами.
Например, берем число
откладываем на координатной оси, получаем точку
Возьмем число
откладываем на оси, получаем точку
(рис. 2).
И наоборот, если мы взяли любую точку
на координатной прямой, то найдется единственное соответствующее ей действительное число (рис. 2).

К такому соответствию люди пришли не сразу. Чтобы понять это, вспомним основные числовые множества.
3. Числовые множества
Сначала ввели множество натуральных чисел ![]()
Затем множество целых чисел ![]()
Множество рациональных чисел ![]()
Предполагалось, что этих множеств будет достаточно, и существует взаимно-однозначное соответствие между всеми рациональными числами и точками прямой. Но оказалось, что на числовой прямой есть бесчисленное множество точек, которые нельзя описать числами вида ![]()
Пример – гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами 1 и 1. Она равна
(рис. 3).

Найдется ли среди множества рациональных чисел число, в точности равное
Нет, не найдется. Докажем этот факт.
Докажем методом от противного. Предположим, что существует дробь, равная
т.е. ![]()
Тогда
Возведем обе части в квадрат,
Очевидно, что правая часть равенства делится на 2,
. Значит и
Тогда
Но тогда и
А значит,
Тогда получается, что дробь
сократимая. Это противоречит условию, значит ![]()
Число
иррациональное. Множество рациональных и иррациональных чисел образуют множество действительных чисел
Если мы возьмем любую точку на прямой, ей будет соответствовать какое-либо действительное число. И если мы возьмем любое действительное число, ему будет соответствовать единственная точка на координатной прямой.
4. Числовая окружность
Уточним, что такое числовая окружность и каковы взаимоотношения между множеством точек окружности и множеством действительных чисел.
Начало отсчета – точка A. Направление отсчета – против часовой стрелки – положительное, по часовой стрелке – отрицательное. Масштаб – длина окружности
(рис. 4).

Вводя эти три положения, мы имеем числовую окружность. Укажем, каким образом каждому числу
поставить в соответствие точку на окружности и наоборот.
Задав число
получаем точку на окружности
(рис. 4).
Каждому действительному числу соответствует точка на окружности. А наоборот?
Точка
соответствует числу
. А если взять числа
Все эти числа своим образом на окружности имеют только одну точку ![]()
Например,
соответствует точке B (рис. 4).
![]()
Возьмем все числа
Все они соответствуют точке B. Нет взаимно-однозначного соответствия между всеми действительными числами и точками окружности.
Если есть фиксированное число
то ему соответствует только одна точка окружности
![]()
Если есть точка окружности, то ей соответствует множество чисел
![]()
В отличии от прямой, координатная окружность не обладает взаимно-однозначным соответствием между точками и числами. Каждому числу соответствует только одна точка, но каждой точке соответствует бесчисленное множество чисел, и мы можем их записать.
5. Основные точки окружности
Рассмотрим основные точки на окружности.
Задано число
Найти, какой точке на окружности оно соответствует.
Разделив дугу
пополам, получаем точку
(рис. 5).

![]()
Обратная задача – дана точка
середина дуги
Найти все действительные числа, которые ей соответствуют.
![]()
Отметим на числовой окружности все дуги, кратные
(рис. 6).

Важны также дуги, кратные ![]()
Дано число
Нужно найти соответствующую точку.
![]()
Обратная задача – дана точка, нужно найти каким числам она соответствует.
(рис. 7).

Мы рассмотрели две стандартные задачи на двух важнейших точках.
6. Задачи
Пример 1.
a) Найти на числовой окружности точку с координатой ![]()
Решение:
![]()
Откладываем от точки A
это два целых оборота и еще половина, и
Получаем точку M – это середина третьей четверти (рис. 8).

Ответ. Точка M – середина третьей четверти.
b) Найти на числовой окружности точку с координатой ![]()
Решение:
![]()
Откладываем от точки A полный оборот и еще
получаем точку N (рис. 9).

Ответ: Точка N находится в первой четверти.
7. Вывод, заключение
Мы рассмотрели числовую прямую и числовую окружность, вспомнили их особенности. Особенностью числовой прямой является взаимно-однозначное соответствие между точками этой прямой и множеством действительных чисел. Такого взаимно-однозначного соответствия нет на окружности. Каждому действительному числу на окружности соответствует единственная точка, но каждой точке числовой окружности соответствует бесчисленное множество действительных чисел.
На следующем уроке мы рассмотрим числовую окружность в координатной плоскости.
Список литературы по теме "Числовая окружность", "Точка на окружности"
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 11.6 – 11.12, 11.15 – 11.17.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).