Математика
Тема 8: Числовые и тригонометрические функции. Профильный уровеньУрок 10: Синус и косинус
- Теория
Определение синуса и косинуса
Поместим числовую окружность (окружность с радиусом, равным 1) в координатную плоскость (см. Рис. 1). Точки
,
,
,
– это точки пересечения числовой окружности с осями координат.

Рис. 1. Числовая окружность в координатной плоскости
Числу
соответствует единственная точка
с координатами
. Первая координата – это косинус числа
, вторая координата – это синус числа
.
Если точка
на числовой окружности соответствует числу
, то абсциссу точки
называют косинусом числа
![]()
, а ординату точки
называют синусом числа
![]()
.
– это линия синусов. Синус любого числа
лежит в пределах от
до
.
– это линия косинусов. Косинус любого числа
лежит в пределах от
до
.
Задача 1
Дано:
.
Найти:
;
.
Решение
Решим данную задачу двумя способами:
1 способ (см. Рис. 2)

Рис. 2. Иллюстрация к задаче
1. Отметим на единичной окружности точку
, которая соответствует заданному числу
:
Число
можно представить в виде
. Точка
на числовой окружности соответствует числу
, следовательно, точка
будет лежать на числовой окружности в третьем координатном углу.
2. Опускаем перпендикуляры из точки
на оси координат:
- точка
– это точка пересечения перпендикуляра с осью
, координаты этой точки
.
- точка
– это точка пересечения перпендикуляра с осью
, координаты этой точки
.
3. Рассмотрим
:
- гипотенуза
.
- угол
равен угловому измерению дуги
, то есть
.
![]()
- катет
равен произведению гипотенузы на косинус прилежащего угла, то есть:
![]()
- этот прямоугольный треугольник является равнобедренным, так как один из его углов равен
, следовательно: ![]()
Так как
, то
.
Значит,
,
(в обоих случаях знак минус, так как точка
лежит на числовой окружности в третьем координатном углу, где значения координаты
и
отрицательны).
2 способ
Воспользуемся следующими свойствами:
Согласно этим свойствам получаем:
![]()
![]()
Ответ:
;
.
Задача 2
Решить уравнение:
1. ![]()
Решение
Синус числа – это ордината точки, находящейся на числовой окружности (см. Рис. 3). Поэтому чтобы определить, где
, нам надо найти, где на единичной окружности
. Двигаясь вверх по оси
, попадаем в точку
, которая соответствует числу
.

Рис. 3. Иллюстрация к задаче
Это только одна из точек, в которых синус равен 1. Через полный оборот окружности мы снова попадем в эту точку, через два, три и так далее – тоже. Чтобы учесть все точки, в которых
, необходимо к
прибавить
, где
– целое число, то есть
.
Ответ:
, где
.
2. ![]()
Решение
Отрезок
– это линия синусов (см. Рис. 3). При этом значение
синус принимает в точке
, которая соответствует числу
. Через полный оборот окружности мы снова попадем в эту точку, через два, три и так далее – тоже. Чтобы учесть все точки, в которых
, необходимо к
прибавить
, где
– целое число, то есть
.
Ответ:
, где
.
3.
Решение
Отрезок
– это линия косинусов (см. Рис. 4). Обозначим на этой линии точку
с координатами
. Эта точка будет лежать посередине отрезка
, так как
.

Рис. 4. Иллюстрация к задаче
Проведем через точку
перпендикуляр к оси
. Мы получили две точки на пересечении перпендикуляра и числовой окружности –
и
(только эти точки проектируются на линию косинусов в точку
).
Необходимо определить длину дуги
. Данная дуга состоит из дуги
, длина которой равна
, и дуги
:
Для того чтобы определить длину дуги
, рассмотрим треугольник
. Этот треугольник прямоугольный, катет
равен половине гипотенузы
, следовательно, угол
. Так как углы
и
– это накрест лежащие углы, то
. Отсюда следует, что
.
Таким образом:
![]()
Следовательно, точке
соответствуют числа
, где
– целое число. Аналогично точке
соответствуют числа
, где
– целое число.
Ответ:
, где
.
Список литературы
1. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики). – М.: Просвещение, 1996.
4. Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачева М.В., Федорова М.В., Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт kursoteka.ru (Источник)
2. Интернет-сайт hijos.ru (Источник)
3. Интернет-сайт YouTube (Источник)
4. Интернет-сайт YouTube (Источник)
Домашнее задание
1. Задание 13.2, 13.28 (стр. 77–80) – Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (Источник)
2. Решите уравнение
.
3. Найдите значение выражения
, если
.