Математика
Тема 8: Числовые и тригонометрические функции. Профильный уровеньУрок 10: Синус и косинус
- Видео
- Тренажер
- Теория
Определение синуса и косинуса
Поместим числовую окружность (окружность с радиусом, равным 1) в координатную плоскость (см. Рис. 1). Точки , , , – это точки пересечения числовой окружности с осями координат.
Числу соответствует единственная точка с координатами . Первая координата – это косинус числа , вторая координата – это синус числа .
Если точка на числовой окружности соответствует числу , то абсциссу точки называют косинусом числа , а ординату точки называют синусом числа .
– это линия синусов. Синус любого числа лежит в пределах от до .
– это линия косинусов. Косинус любого числа лежит в пределах от до .
Задача 1
Дано: .
Найти: ; .
Решение
Решим данную задачу двумя способами:
1 способ (см. Рис. 2)
1. Отметим на единичной окружности точку , которая соответствует заданному числу :
Число можно представить в виде . Точка на числовой окружности соответствует числу , следовательно, точка будет лежать на числовой окружности в третьем координатном углу.
2. Опускаем перпендикуляры из точки на оси координат:
- точка – это точка пересечения перпендикуляра с осью , координаты этой точки .
- точка – это точка пересечения перпендикуляра с осью , координаты этой точки .
3. Рассмотрим :
- гипотенуза .
- угол равен угловому измерению дуги , то есть .
- катет равен произведению гипотенузы на косинус прилежащего угла, то есть:
- этот прямоугольный треугольник является равнобедренным, так как один из его углов равен , следовательно:
Так как , то .
Значит, , (в обоих случаях знак минус, так как точка лежит на числовой окружности в третьем координатном углу, где значения координаты и отрицательны).
2 способ
Воспользуемся следующими свойствами:
Согласно этим свойствам получаем:
Ответ: ; .
Задача 2
Решить уравнение:
1.
Решение
Синус числа – это ордината точки, находящейся на числовой окружности (см. Рис. 3). Поэтому чтобы определить, где , нам надо найти, где на единичной окружности . Двигаясь вверх по оси , попадаем в точку , которая соответствует числу .
Это только одна из точек, в которых синус равен 1. Через полный оборот окружности мы снова попадем в эту точку, через два, три и так далее – тоже. Чтобы учесть все точки, в которых , необходимо к прибавить , где – целое число, то есть .
Ответ: , где .
2.
Решение
Отрезок – это линия синусов (см. Рис. 3). При этом значение синус принимает в точке , которая соответствует числу . Через полный оборот окружности мы снова попадем в эту точку, через два, три и так далее – тоже. Чтобы учесть все точки, в которых , необходимо к прибавить , где – целое число, то есть .
Ответ: , где .
3.
Решение
Отрезок – это линия косинусов (см. Рис. 4). Обозначим на этой линии точку с координатами . Эта точка будет лежать посередине отрезка , так как .
Проведем через точку перпендикуляр к оси . Мы получили две точки на пересечении перпендикуляра и числовой окружности – и (только эти точки проектируются на линию косинусов в точку ).
Необходимо определить длину дуги . Данная дуга состоит из дуги , длина которой равна , и дуги :
Для того чтобы определить длину дуги , рассмотрим треугольник . Этот треугольник прямоугольный, катет равен половине гипотенузы , следовательно, угол . Так как углы и – это накрест лежащие углы, то . Отсюда следует, что .
Таким образом:
Следовательно, точке соответствуют числа , где – целое число. Аналогично точке соответствуют числа , где – целое число.
Ответ: , где .
Список литературы
1. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики). – М.: Просвещение, 1996.
4. Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачева М.В., Федорова М.В., Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт kursoteka.ru (Источник)
2. Интернет-сайт hijos.ru (Источник)
3. Интернет-сайт YouTube (Источник)
4. Интернет-сайт YouTube (Источник)
Домашнее задание
1. Задание 13.2, 13.28 (стр. 77–80) – Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (Источник)
2. Решите уравнение .
3. Найдите значение выражения , если .