Математика
Тема 9: Тригонометрические уравнения. Профильный уровеньУрок 1: Обратные функции. Базовый уровень
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие обратной функции
Представьте, что вы гуляете по пляжу. На песке у кромки воды остаются ваши следы, а вокруг еще множество следов (см. рис. 1).
Рис. 1. Множество следов на песке
По их форме вы с легкостью можете определить, кто здесь был до вас: другой человек, чайка или собака. Видя след мы можем установить, что за существо его оставило. И наоборот: зная, кто прошел по песку, мы можем сказать, какой след останется. Мы как бы устанавливаем соответствие между следом и существом (см. рис. 2).
Рис. 2. Соответствие между следом и существом
Однозначное ли это соответствие? Давайте подумаем. Когда человек ступает на песок, он точно знает, какой след после него останется. Тут все однозначно. Представим обратную ситуацию: Шерлок Холмс видит на песке след. Может ли он однозначно определить преступника? Он сможет лишь утверждать, что это человек, а вот какой именно – без других улик это не определить, вариантов очень много. Обратное соответствие не является однозначным.
С неоднозначностью соответствия мы сталкиваемся, даже просто глядя на часы. Такое положение стрелок (см. рис. 3) может означать как полночь, так и полдень.
Рис. 3. Заданное положение стрелок
И если бы мы были в подвале без окон, то не смогли бы однозначно определить время – у нас было бы 2 варианта. Чтобы выбрать правильный вариант, мы пользуемся дополнительной информацией: смотрим, темно или светло на улице.
Но есть и примеры, когда мы можем однозначно установить соответствие. Так, у каждого человека есть ровно один внутренний паспорт и наоборот – внутренний паспорт однозначно определяет конкретного человека. Между внутренним паспортом и человеком можно установить взаимно однозначное соответствие.
Переходя на язык математики, можно сказать, что мы устанавливаем соответствия между множествами: множеством существ и множеством следов; множеством людей и множеством паспортов. Причем в одну сторону соответствие однозначное, а в обратную не всегда.
Таких примеров неоднозначности обратной операции можно привести много. Так, если нам известны два числа, найти их сумму не составит труда, например:
А вот зная сумму, восстановить однозначно два слагаемых не получится – вариантов будет бесконечно много:
С подобными примерами соответствий мы сталкивались, говоря о числовых функциях. Так, линейная функция является примером взаимооднозначного соответствия (см. рис. 4). Каждому значению
соответствует ровно одно значение
. И наоборот: каждому значению
соответствует ровно одно значение
. Это похоже на соответствие паспортов и людей.
Рис. 4. График линейной функции
Ситуация с часами похожа на квадратичную функцию (см. рис. 5). По значению
мы однозначно определим
:
, тогда
. А вот если мы знаем
, например
, то
однозначно определить нельзя, хотя информации у нас много, возможно всего два варианта: или
, или
. Однозначно мы можем узнать
только при наличии дополнительных условий. Например, если
– это сторона квадрата, тогда останется лишь один вариант
.
Рис. 5. График квадратичной функции
А вот многозначность, как в случае следов на песке, появляется при работе с тригонометрическими функциями (см. рис. 6). По значению аргумента можно однозначно вычислить значение функций:
Рис. 6. Графики тригонометрических функций
Это мы уже умеем делать. А когда мы попробуем по значению найти
, то столкнемся с многозначностью. Например, возьмем функцию
Если
, то
, ведь
. Но
может быть равен и
, и
, и
и т. д. Ведь синусы всех этих величин также равны
. О том, как в общем случае найти аргумент тригонометрической функции по ее значению, и пойдет речь в данном уроке.
Для начала разберемся с терминологией. Когда мы каждому значению ставим в соответствие одно значение
– это функция. Можно сделать и обратное: поставить каждому значению
в соответствие значение
. Если мы сможем это сделать однозначно, то получим обратную функцию.
Возьмем, например, функцию (см. рис. 7).
Рис. 7. График функции
Выразив переменную , получаем:
Здесь мы уже значению ставим в соответствие
, то есть это обратная функция. Только у нее аргумент обозначен как
, а значение функции – как
. Нам же привычнее наоборот. Поэтому переобозначим:
заменим на
, а
– на
(см. рис. 8):
Получили, что функция является обратной функции
. Верно и другое: функция
является обратной функции
. Поэтому подобные пары функций называют еще взаимно обратными.
Рис. 8. Графики функций и
Продолжаем разбираться с терминологией. Функцию, для которой можно найти обратную, называют обратимой функцией. Буквально – «ту, которую можно обратить». То есть функции ,
являются обратимыми функциями. Да и в целом любая линейная функция является обратимой, ведь каждому значению
соответствует ровно одно значение
.
А вот функция не является обратимой, ведь значению функции
может соответствовать по два значения переменной
. Условие однозначности не выполнено. Чтобы сделать эту функцию обратимой, нужно добавить дополнительные условия. Так, если мы рассмотрим функцию
только для положительных
, то каждому значению
будет уже соответствовать только одно значение
(см. рис. 9).
Рис. 9. График функции
Функция , при
будет уже обратимой. И обратной к ней будет функция
(см. рис. 10) (см. в уроке тему «Обратная функция»).
Рис. 10. Графики функций и
Какие особенности у решения обратной задачи для тригонометрических функций?
Тригонометрические функции многозначны: они не являются обратимыми, ведь каждому значению соответствует множество значений
. Это можно увидеть по графикам каждой из тригонометрических функций (см. рис. 11).
Рис. 11. Графики тригонометрических функций
Ранее мы уже сталкивались с обратной задачей. Например, при решении треугольника по значению косинуса мы находили угол:
И там было все однозначно. Почему? Потому что было ограничение – это был острый угол от до
. А когда мы говорим о расширенном понятии угла, как раз и появляется многозначность.
Например, на уроке физкультуры вам нужно пробежать кругов по стадиону. В терминах углов – это
радиан. Когда учитель видит вас на финише, то он точно не может сказать, пробежали ли вы уже все
кругов, а может,
или
, или даже вообще не начинали бежать. То есть по вашему положению нельзя однозначно определить «угол», который вы пробежали.
Решая обратную задачу в общем виде, нужно помнить об этой многозначности и учитывать все возможные варианты. Кроме многозначности, при решении тригонометрических уравнений нам понадобится ввести новые обозначения.
Новые числа мы получали при решении уравнений – называли (обозначали) решение уравнения новым числом, чтобы не использовать бесконечное количество цифр при записи. Вспомните: мы не могли решить уравнение , записав
в виде обыкновенной дроби. Только приближенно:
(см. в уроке тему «Иррациональные числа»). Поэтому ввели новое обозначение – квадратный корень:
.
С тригонометрическими функциями такая же ситуация. Для некоторых аргументов мы знаем значения функций:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И по значению функций сможем точно вычислить аргумент. А вот для остальных значений сможем вычислить лишь приближенно: с помощью калькулятора или таблиц Брадиса. Но для точной записи ответа потребуется ввести новые обозначения.
Какие именно это будут обозначения и как учесть многозначность, мы поговорим далее.
Арккосинус
Начнем с функции . Наша задача – по известному значению функции
найти все значения
. По сути, решить уравнение
, где
задано, а
неизвестная. Чтобы не путать с функцией, для уравнения введем другие обозначения. Будем решать уравнение
, где
задано, а
неизвестная.
Для начала учтем область значений косинуса: . Значений
, при которых
или
не существует. Соответственно, при
и
уравнение не будем иметь решений.
Пример 1. Решить уравнение:
Решение
Для решения воспользуемся единичной окружностью. Косинус – это абсцисса точки на единичной окружности. Видим две точки, абсциссы которых равны – точки
и
(см. рис. 12).
Рис. 12. Иллюстрация к примеру 1
Из таблицы значений мы знаем, что . То есть точке
соответствует угол
. Тогда точке
соответствует угол
, ведь
, но он отложен по часовой стрелке, то есть это отрицательный угол (см. рис. 13).
Рис. 13. Иллюстрация к примеру 1
Значит ли это, что уравнение имеет два решения?
Не совсем. Мы уже говорили, что нужно учесть периодичность тригонометрических функций: каждой точке соответствует бесконечное множество углов, определенных с точностью до периода. Точке соответствуют углы вида
, где
, точке
– углы вида
, где
. Получаем бесконечное множество решений уравнения:
или
. Или сокращенно это записывают так:
Ответ: .
Мы увидели, как описать все множество решений тригонометрического уравнения. Но при решении нам не пришлось вводить новых обозначений, ведь значение функции было табличным. Посмотрим, что же будет в обратном случае.
Пример 2. Решить уравнение:
Решение
Для решения снова воспользуемся единичной окружностью. Опять видим две точки, абсциссы которых равны (см. рис. 14).
Рис. 14. Иллюстрация к примеру 2
В отличие от предыдущего примера мы не можем сразу определить, какому углу соответствует точка (см. рис. 15).
Рис. 15. Иллюстрация к примеру 2
В таблице точного значения нет, можно найти лишь приближенное. Чтобы точно обозначить величину , ввели специальное обозначение
.То есть
– это величина такого
, косинус которого равен
.
Более подробно о происхождении термина «арккосинус» вы можете узнать ниже.
Происхождение термина «арккосинус»
Первый корень термина «арккосинус», «арк-», происходит от латинского слова arcus, что значит дуга, арка. Какое же отношение имеет дуга к понятию арккосинуса?
Согласно определению: арккосинус – это величина такого
, косинус которого равен
. То есть значение арккосинуса мы определяем как величину угла. Из геометрии мы знаем, что длина дуги определяется как
, где
– величина центрального угла, на который опирается дуга,
– радиус (см. рис. 16).
Рис. 16. Длина дуги определяется как
центральный, радиус окружности равен
. Значит, численное значение длины дуги и величина
совпадают:
Таким образом, мы можем дать альтернативное определение арккосинуса, оперируя понятием «дуга», а не «угол». Звучать оно будет так: арккосинус – это такое число, соответствующее длине дуги
, что его косинус равен
.
С учетом периода точке будут соответствовать углы вида
, тогда точке
– углы вида
.
Таким образом, корни уравнения можно записать следующим образом:
или
, или одной формулой:
Ответ: .
В общем случае, решая уравнение , величину
мы будем обозначать как
. И будем получать решения уравнения:
Обратим внимание, что понятие арккосинуса мы ввели только для . А значения арккосинуса связаны с
, величина которого изменяется от
(крайнее правое положение) до
(крайнее левое положение).
Теперь мы можем строго сформулировать определение арккосинуса: если , то
– это такое число из отрезка
, косинус которого равен
:
Вернемся к решению уравнения . Общий вид его корней мы можем записать так:
. Но в некоторых случаях это можно сделать и в другом виде. Если
(см. рис. 17), то точке
соответствуют углы
. Для точки
углы мы можем записать как
.
Рис. 17. Расположение точек и
при
В целом корнями уравнения будут и т. д. В общем виде это можно записать так:
Если , то точки
и
сходятся в одну (см. рис. 18). Ей соответствует нулевой угол
. С учетом периода:
Рис. 18. Расположение точек и
при
Если , тогда точки также сходятся в одну (см. рис. 19). Решения можно записать так:
Рис. 19. Расположение точек и
при
По определению арккосинуса числа для каждого определено одно значение
. Таким образом, на отрезке
определена обратимая функция
.
Эта функция является обратной к функции
, рассматриваемой на отрезке
. Для ее исследования вспомним, что график обратной функции симметричен графику исходной относительной прямой
(см в уроке тему «Обратная функция»).
Поэтому для построения графика функции берем функцию
на отрезке
и отражаем симметрично относительно прямой
(см. рис. 20).
Рис. 20. График функции
Глядя на график, перечислим основные свойства функции :
- Область определения
.
- Множество значений
.
- Функция убывающая.
- Не является ни четной, ни нечетной. Это видно, из того, что график функции не симметричен ни относительно начала координат, ни относительно оси ординат. При этом для противоположных аргументов функции выполняется соотношение:
С его доказательством вы можете ознакомиться в ниже.
Доказательство
Докажем, что для любого выполняется равенство:
Рассмотрим случай, когда , имея в виду, что противоположный случай для
доказывается аналогично.
Отметим на числовой окружности – это
. Тогда
– это
(см. рис. 21).
Рис. 21. Иллюстрация к доказательству
Дуги и
симметричны относительно оси ординат, значит, длины этих дуг равны (см. рис. 22).
Рис. 22. Иллюстрация к доказательству
Тогда равны и центральные углы, на которые они опираются (см. рис. 23):
Рис. 23. Иллюстрация к доказательству
Тогда:
Удобнее полученное соотношение использовать в следующем виде:
Арксинус
Рассмотрим решение уравнений вида . Как и для косинусов, область значений синуса:
. Поэтому при
и
уравнение не будет иметь решений.
Пример 3. Решить уравнение:
Решение
Изобразим единичную окружность. Ординаты точек на окружности – это значения синусов соответствующих углов. Обозначим буквами и
точки, ординаты которых равны
(см. рис. 24).
Рис. 24. Иллюстрация к примеру 3
Им соответствуют решения:
Заметим, что:
При этом (из симметрии):
Поэтому:
По аналогии с косинусами для введем новое обозначение
. То есть арксинус
– это величина такого
, что его синус равен
. Тогда решения уравнения можно записать так:
Ответ: ;
.
В общем случае, решая уравнение , величину
мы также будем называть арксинусом
и будем получать решения
и
.
Как и для арккосинуса, понятие арксинуса имеет смысл только для . При этом значения арксинуса связаны с углом
, величина которого изменяется от
(нижнее положение прямой) до
(верхнее положение).
Сформулируем строгое определение арксинуса: если , то
– это такое число из отрезка
, синус которого равен
:
Вернемся к решению уравнения. Мы получили множество корней вида: и
. Их все можно объединить одной формулой:
Подробнее об этом – ниже.
Решение уравнения в одной формуле
Для начала перепишем корни уравнения в следующем виде:
В первом выражении для наглядности поменяем местами множители, а во втором – сгруппируем последние два слагаемых и вынесем за скобки. Получим:
Можно заметить, что если перед стоит знак «+», то множитель возле
– четное число
, если же перед
стоит знак «–», то множитель
– нечетное число
. Это позволяет записать общее решение уравнения
в общем виде:
Рассмотрим, почему эта более короткая формула включает в себя две предыдущие формы записи решения. Предположим, что – четное число, то есть
. Тогда
будет положительным числом и корень уравнения примет вид
, что соответствует первому множеству решений. Если же
– нечетное число, то есть
, то
будет отрицательным числом и корень уравнения будет записан так:
А это уже описывает второе множество решений.
По определению арксинуса для каждого определено одно значение
. Таким образом, на отрезке
задана обратимая функция
.
При этом функция является обратной к функции
, рассматриваемой на отрезке
. Тогда свойства функции
можно получить из свойств функции
(см. рис. 25):
Рис. 25. График функции
- График функции
симметричен графику функции
, относительно прямой
(см. рис. 26).
Рис. 26. График функции - Область определения
.
- Множество значений
.
- Функция возрастающая.
- Функция нечетная, поскольку ее график симметричен относительно начал координат. Соответственно, выполняется соотношение:
Арктангенс и арккотангенс
Для решения уравнений и
воспользуемся графиками этих функций.
Пример 4. Решить уравнение:
Решение
Для решения используем графический метод (см. в уроке тему «Графический метод»). Решения этого уравнения – абсциссы точек пересечения графиков функций и прямой
(см. рис. 27).
Рис. 27. Иллюстрация к примеру 4
Тут мы снова оказываемся в ситуации многозначности, ведь пересечение графиков – это бесконечное множество точек. Выберем одну из них – точку пересечения прямой с главной веткой тангенса. Абсциссу этой точки обозначим как
.Тогда с учетом периодичности тангенса абсциссы всех остальных точек можно представить в виде (см. рис. 28):
Это и будет решением уравнения .
Рис. 28. Иллюстрация к примеру 4
Ответ: .
В общем случае, решая уравнение , будем аналогично обозначать абсциссу точки пересечения прямой с главной веткой тангенса как
. Обратим внимание, что тут ограничений на значение
не было – аргументом арктангенса может быть любое число. А вот значения лежат лишь на промежутке
, ведь именно в этих пределах находится главная ветка тангенса.
Строго арктангенс мы можем определить так: – это такое число из интервала
, тангенс которого равен
.
По определению арктангенса числа для каждого действительного определено одно число
. Таким образом, на всей числовой прямой задана функция
. Эта функция является обратной к функции
, рассматриваемой на интервале
.
График функции получается из графика функции
, симметрией относительно прямой
(см. рис. 29).
Рис. 29. График функции
Выпишем свойства функции:
- Область определения
.
- Множество значений
.
- Функция возрастающая.
- Функция нечетная, поскольку график симметричен относительно начала координат:
По аналогии с тангенсом решим уравнение . Точки пересечения графиков – это бесконечное множество точек вида
, где
– абсцисса точки пересечения прямой
и главной ветви графика котангенса (см. рис. 30). Для этого числа
вводим обозначение
. Тогда все корни уравнения можно представить в виде:
Рис. 30. Пересечение графиков и
При этом арккотангенс может иметь любой аргумент. А вот его значения лежат в интервале , ведь именно на этом интервале строится главная ветвь графика функции
.
Строгое определение арккотангенса: – это такое число из интервала
, котангенс которого равен
:
Функция является обратной к функции
, рассматриваемой на интервале
. График функции
получается из графика функции
, симметрией относительно прямой
(см. рис. 31).
Рис. 31. График функции
Свойства функции:
- Область определения
.
- Множество значений
.
- Функция убывающая.
- Функция не является ни четной, ни нечетной:
Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
Мы познакомились с новыми функциями, которые позволяют записать точное решение тригонометрических уравнений. Как и с любым новым введенным инструментом, мы должны научиться с ними работать. В частности – научиться упрощать выражения.
Главная идея работы с аркфункциями – использовать их определение. То есть то, что эквивалентные записи:
Для упрощения: обозначаем аркфункцию новой переменной и используем определение.
Задание 1. Найти значение выражения:
Решение
Обозначим:
Заменяем в нашем выражении на
. Теперь наша задача – вычислить
. По определению арккосинуса:
Таким образом:
Ответ: .
Пользуясь этим приемом, аналогично можно доказать и в общем виде подобные равенства:
Задание 2. Найти значение выражения:
Решение
Обозначим:
Теперь нам нужно найти . По определению арксинуса:
, при
Вычислим :
или
При косинус принимает положительные значения (см. рис. 32), поэтому выбираем значение
.
Рис. 32. Иллюстрация к заданию 2
Таким образом:
Ответ: .
С еще одним заданием на преобразование выражений с аркфунциями вы можете ознакомиться ниже.
Пример
Задание. Найтизначение выражения:
Решение
Идея все та же – обозначаем аркфункцию новой переменной:
Теперь наша задача – найти . По определению:
Из этого равенства можно было бы сделать вывод, что . Но он будет неправильным, поскольку
. Значения тангенса будут равны в тех случаях, когда их аргументы отличаются на периоды:
. Осталось подобрать такое целое значение
, для которого
. Для этого решим неравенство:
Вычислив приблизительные значения левой и правой части, получим:
Под это неравенство подпадает единственное целое число . То есть
. Тогда:
Таким образом:
Ответ: .
Список литературы
- Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачева М.В. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10–11класс. Учебник. – М.: АО «Издательство «Просвещение».
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10–11класс. Учебник. – ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА», 2019.
- Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10 класс. Учебник. – М.: АО «Издательство «Просвещение».
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Найти функцию, обратную данной:
- Решить уравнения:
- Найти значения выражений: