Математика
Тема 15: Объёмы тел и планиметрия. Профильный уровеньУрок 2: Объём прямоугольного параллелепипеда
- Теория
Общие сведения о прямоугольном параллелепипеде
Прямоугольным параллелепипедом называется прямой параллелепипед, у которого в основании лежит прямоугольник.

Рис. 1. Прямой параллелепипед
На рис. 1 изображен прямой параллелепипед
(сокращённо обозначается
).
и
– прямоугольники (основания параллелепипеда). Рёбра
перпендикулярны основаниям.
Прямой параллелепипед похож на вытянутый или сжатый куб, поэтому объём его найдём сравнением с эталоном, кубом, сторона которого равна 1 мм (1 см, 1 м и т.д.). Для этого используем задачу 1.
Задача 1 (вычисление объёма куба)
Найти объём V куба со стороной
, где n – любое натуральное число (
).
Решение
Найти объём – это значит сравнить его с эталоном. Эталон – единичный куб.
Для того чтобы найти объём нужного нам куба, следует:
1. Каждое ребро эталона разбить на n равных частей.
2. Через точки разбиения провести плоскости перпендикулярные ребру.
3. Эталон разобьется на одинаковые кубики, их число
, а длина ребра каждого из них равна
(рис. 2).
Единичный объём (эталона) равен
, где
– число кубиков, V – объём каждого кубика, то есть искомый объём.
![]()

Рис. 2. Иллюстрация к задаче №1
Ответ:
.
Свойства объёмов и теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда
В задаче 1 мы использовали свойства объёмов.
1. Равные тела имеют равные объёмы (таковыми в задаче являются все
штук кубиков).
2. Если тело можно разбить на несколько тел, то его объём равен сумме объёмов составляющих тел (
, где V – объём каждого кубика).
Теорема: объём прямоугольного параллелепипеда равен произведению трёх его измерений (высота , длина, ширина).
Доказательство этой теоремы проведём в задаче 2.
Задача 2 (доказательство теоремы об объёме прямоугольного параллелепипеда, 1-ый случай) и разъясняющий пример
случай) и разъясняющий пример
Дано:
– прямоугольный параллелепипед,
– прямоугольник,
(рис. 3).
Доказать:
.
Доказательство

Рис. 3. Иллюстрация к задаче №2
Для доказательства нужно разбить параллелепипед на малые кубы с ребром
. Необходимо найти n.
Пусть a, b, c – конечные десятичные дроби, количество цифр после запятой у них не превосходит n (
). Тогда
– натуральные числа.
Разобьём каждое ребро (a, b, c) на равные отрезки (рис. 4). Длина каждого отрезка будет равна:
.

Рис. 4. Иллюстрация к задаче №2
Через концы этих отрезков проведём плоскости, перпендикулярные рёбрам. Параллелепипед разобьется на малые кубики с длиной ребра
. Количество таких кубиков будет равно:
.
Объём каждого из этих кубиков равен
.
Следовательно, объём всего параллелепипеда будет равен
.
![]()
Что и требовалось доказать.
Разъясняющий пример
;
;
(рис. 3)
Количество знаков после запятой у числа a равно 2, у числа b – 1, у числа c – 0, то есть оно не превышает 2 (
).
Каждое ребро разбивается на равные отрезки длиной:
![]()
![]()
Длина отрезков равна
, а длина всего ребра a равна 0,03, следовательно, ребро a делится на три отрезка. Длина
– делится на 10 отрезков, длина
– делится на 100 отрезков.
Параллелепипед разбиваем на малые кубики с длиной ребра
. Количество таких кубиков равно 3000 (
).
Объём каждого из этих кубиков равен
.
Следовательно, объём всего параллелепипеда будет равен
.
А по теореме объём равен
.
Мы повторили доказательство на конкретных цифрах.
Задача 2 (доказательство теоремы об объёме прямоугольного параллелепипеда, 2-ой случай)
Пусть хотя бы одно из измерений a, b, c – бесконечная десятичная дробь. Зафиксируем n знаков после запятой, а остальные цифры, начиная с
-й, отбросим. Получим
– приближения a,b,c по недостатку.
;
;
– приближения по избытку

Перемножим эти неравенства:
.
То есть
, где
,
– объёмы параллелепипедов с измерениями
и ![]()

Рис. 5. Иллюстрация к задаче №2
Параллелепипед Р (с измерениями a, b, c) содержит в себе параллелепипед
(с измерениями
), а сам содержится в параллелепипеде
(с измерениями
) (рис. 5):
.
При неограниченном увеличении n (
)
стремится к 0 (
).
Тогда
Следовательно,
.
Поэтому
.
![]()
Что и требовалось доказать.
Следствия из теоремы об объёме прямоугольного параллелепипеда
Из доказанной теоремы вытекают следствия.
1. Объём прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту
.
Доказательство
На рис. 6 изображён прямоугольный параллелепипед. В основании лежит прямоугольник, боковое ребро перпендикулярно плоскости основания, следовательно, является высотой. Из основной теоремы об объёме прямоугольного параллелепипеда
.
Площадь основания – это площадь прямоугольника ABCD.

Рис. 6. Иллюстрация к задаче №2
![]()
Боковое ребро c прямоугольного параллелепипеда является его высотой h:
.
Следовательно,
.
Что и требовалось доказать.
2. Объём прямой призмы, в основании которой лежит прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту призмы
.
Доказательство

Рис. 7. Иллюстрация к задаче №2
На рис. 7 изображена прямая призма. Угол
в
прямой, боковое ребро перпендикулярно плоскости основания. Эта призма является частью прямоугольного параллелепипеда
. Дополняем призму до параллелепипеда (рис. 8).

Рис. 8. Иллюстрация к задаче №2
Объём этого параллелепипеда равен
, где
– площадь основания параллелепипеда, h – высота параллелепипеда.
![]()
![]()
Прямоугольный параллелепипед
состоит из двух равных призм с основаниями
, поэтому объём этого параллелепипеда также можно найти путём сложения объёмов двух призм:
.
Отсюда объём призмы равен
.
Что и требовалось доказать.
Задача 3 (вычисление объёма призмы)
Дано:
– прямая треугольная призма (рис. 9),
,
,
,
, медиана в
.
Найти:V – объём призмы.
Решение

Рис. 9. Иллюстрация к задаче №3
1. Рассмотрим треугольник ABC. В нём медиана
, следовательно,
прямоугольный,
. (
состоит из двух равнобедренных треугольников, углы
– углы при основании этих треугольников (рис. 10). Сумма углов
равна
.
![]()
Следовательно,
.

Рис. 10. Иллюстрация к задаче №3
2. Так как
прямоугольный, то
– прямая призма, в основании которой лежит прямоугольный треугольник. Следовательно, объём данной призмы равен
.
![]()
, так как призма прямая.
![]()
Ответ:
.
Разветвление: Задача об удвоении куба
Согласно античной легенде, жителям острова Делос потребовалось удвоить объём куба. Эту задачу можно решить аналитически.
Пусть a – ребро старого куба, тогда его объём равен
.
Объём получившегося в результате удвоения куба равен
, где x – ребро нового куба.
![]()
Возникает проблема построения отрезка длиной
с помощью линейки и циркуля, поэтому античным ученым это сделать не удалось. В 1837 году учёный Ванцель доказал, что циркулем и линейкой такое построение невозможно.
Мы знаем формулу для объёма прямоугольного параллелепипеда
и его частного случая, куба
, поэтому легко получили результат: чтобы удвоить объём куба с ребром a, нужно построить куб с ребром
. Получили иррациональное число, но для него есть рациональные приближения.
Вспомним задачи, которые невозможно решить с помощью линейки и циркуля:
1. об удвоении куба;
2. о квадратуре круга. Задача заключается в построении квадрата равновеликого кругу, то есть площадь искомого квадрата должна быть равной площади круга (рис. 11).

Рис. 11. Иллюстрация к задаче №3
3. о трисекции угла. Задача заключается в рассечении произвольного угла на три равных угла (в частных случаях задача решаема) (рис. 12).

Рис. 12. Иллюстрация к задаче №3
Подведение итогов урока
На данном уроке мы доказали важную теорему об объёме прямоугольного параллелепипеда и рассмотрели следствия из этой теоремы.
Список рекомендованной литературы
- Геометрия: учеб. для 10 – 11 кл. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: «Просвещение», 2008.
- Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер – М.: «Просвещение», 2003 – 2008.
- Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10 – 11 кл. /Е.М. Рабинович – Харьков: «Гимназия», 2003, М.: «Илекса», 2003.
- Геометрия. 10 кл. Самостоятельные и контрольные работы. /А.И. Ершова, В.В. Голобородько – М.: «Илекса», 2008.
- Математика. ЕГЭ – 2011. Тематические тренировочные задания./В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина – М.: «Эксмо», 2011.
- Математика. ЕГЭ – 2009 /Ф.Ф. Лысенко – Ростов-на-Дону: «Легион», 2008.
Домашнее задание
- Учебник Атанасяна Л.С. (см. список рекомендованной литературы), задача № 652, 653, 656.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Clck.ru (Источник).
- Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).
- Интернет-портал Myshared.ru (Источник).