Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 4: Функции (√x)n, их свойства и графики. Задачи
- Теория
1. Функция y=(√x)n при четных n, свойства в общем и частных случаях
Начнем с повторения функций
для четного n, т. е. функций
и т. д. Рис. 1.

Рис. 1. График функции
при четных n
Важно, что любая из этих кривых проходит через две точки: (0;0) и (1;1).
Когда аргумент возрастает от нуля до плюс бесконечности, то и функция возрастает от нуля до плюс бесконечности.
Свойства данных функций:
1. Область определения:
;
2. Область значений:
;
3. Функция возрастает на луче
;
4. Функция проходит через точки (0;0), (1;1) при любом n.
Изучаемые функции имеют много общих свойств, но каждая из них единственна и неповторима. Для примера рассмотрим взаимное расположение двух кривых:
. Рис. 2.
Пока х изменяется от нуля до единицы, кривая
находится над кривой
, в точке (1;1) кривые пересекаются и далее меняют свое расположение, когда х меняется от единицы до плюс бесконечности, кривая
находится над кривой
.
Описанное расположение можно описать так:
![]()
Пример 1:

но
![]()
Пример 2:

но


Рис. 2. Взаимное расположение графиков функций ![]()
2. Функция y=(√x)n при нечетных n, свойства в общем и частных случаях
Перейдем к функциям
для нечетного n, т. е. функциям
и т. д., причем в данном случае
и
. Рис. 3.

Рис. 3. График функции
для нечетного n, ![]()
Если аргумент меняется от минус бесконечности до плюс бесконечности, функция возрастает от минус бесконечности до плюс бесконечности.
Основные свойства рассматриваемых функций:
1. Область определения:
;
2. Область значений:
;
3. Графики функций проходят через точки (0;0), (1;1), (-1;-1)
4. Функции нечетные, графики симметричны относительно начала координат;
5. Функции возрастают от минус до плюс бесконечности.
Рассмотрим взаимное расположение двух кривых:
. Рис. 4.

Рис. 4. Взаимное расположение графиков функций ![]()
На участке
кривая
находится выше кривой
, однако когда
кривые располагаются наоборот,
расположена выше
:

3. Решение типовых задач
Пример 3 – решить неравенство:
![]()
Чтобы найти решение неравенства, нужно узнать знак числа, стоящего в скобках. Поскольку значение синуса любого угла меньше единицы, разность в скобках будет иметь знак минус. Исходя из этого, получаем решение неравенства:
.
Рассмотрим одну из типовых задач для функции
для четного n.
Пример 4: найдите область значений функции
на интервале
.
Решение основывается на свойстве данной функции, а именно ее монотонном возрастании. Найдем значения в границах интервала:
![]()
Таким образом, получаем ответ:
.
Аналогичная задача существует для функции
при нечетном n.
Пример 5: найдите область значений функции
на интервале ![]()
Данная функция также имеет свойство монотонно возрастать при возрастании аргумента.
Аналогично предыдущему примеру найдем значения функции в граничных точках и получим ответ.
![]()
Таким образом, получаем ответ:
.
Подобные задачи допускают различные формулировки, рассмотрим одну из них.
Пример 6: найдите наибольшее и наименьшее значение функции
на интервале
.
Ответ очевиден: наименьшего значения функция достигает при наименьшем значении аргумента, т. е.
, наибольшее значение соответствует наибольшему значению х, но наш интервал заканчивается круглой скобкой, поэтому наибольшего х, а значит, и наибольшего у, не существует.
Пример 7: решить уравнение графически.
![]()
Разбиваем заданное уравнение на две функции:
![]()
Свойства данных функций нам известны, первая монотонно возрастает и обязательно проходит через три известные нам точки, вторая монотонно убывает, поэтому если данная система имеет решение, то оно единственное.
Построим заданные функции:

Рис. 5. Графики функций
и ![]()
Очевидно, что решением системы является точка с координатами (1;1). Выполним проверку:
![]()
Таким образом, получили корень уравнения:
.
Пример 8: найдите область определения функции.
![]()
Мы помним, что под корнем четной степени должно стоять только положительное выражение, в то время как на корень нечетной степени никаких ограничений не накладывается. Получаем неравенство:
![]()
Умножим неравенство на минус единицу, получим:
![]()
Получили неравенство в стандартном виде, выпишем и поясним его решения:
![]()

Рис. 6. Интервалы знакопостоянства квадратного неравенства
Таким образом, получили ответ:
.
Пример 9: найти наибольшее значение функции.
![]()
Помним, что под корнем четной степени может стоять только неотрицательное число:
![]()
![]()

Рис. 7. Интервалы знакопостоянства квадратного неравенства
![]()
Определим, в каких пределах изменяется подкоренное выражение
. Несложно найти, что оно принадлежит интервалу [0;1].
Рассмотрим функцию
. Данная функция монотонно возрастает, поэтому своего максимума достигнет при максимальном значении х, т. е. получаем:
.
Пример 10: построить график и найти область значений функции.
![]()
![]()

Рис. 8. Графики функций, пример 10
Первая функция
при
убывает от двух до нуля. Вторая функция
при
возрастает от нуля до единицы.
Итак, если аргумент меняется в заданных пределах
, функция принимает значения на интервале от нуля до двух, таким образом, получаем ответ: область значений функции
.
Свойства функции лежат в основе решения различных задач с параметром, рассмотрим одну из них.
Пример 11: найти число корней уравнения с параметром.
![]()
Причем ![]()
![]()
Напомним, что решение задачи с параметром подразумевает перебрать все возможные значения параметра и для каждого из них указать ответ.
Для решения подобных задач можно применять следующий алгоритм:
1. Построить график функций;
График уже был построен в предыдущем примере, см. рисунок 8.
2. Рассечь график семейством прямых
, найти точки пересечения и выписать ответ;
Выполним рассечение:

Рис. 9. Рассечение графика прямыми вида ![]()
Исходя из рисунка 9, выпишем ответ:
Уравнение не имеет корней при: ![]()
Уравнение имеет единственный корень при:
.
Уравнение имеет два корня при:
.
Итак, мы повторили свойства функций
для всех значений n, построили графики и исследовали их. Кроме того, мы научились решать разнообразные типовые задачи, пользуясь свойствами изучаемых функций. На следующем уроке мы рассмотрим свойства корня n-й степени из неотрицательного числа.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын) 1990, № 425 (выполнить решение графически)
2. Найти минимальное значение функции:
а)
; б)
; в) ![]()
3. Найти количество решений уравнения с параметром
, если ![]()
![]()