Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 6: Свойства корня n-ой степени. Продолжение
- Видео
- Тренажер
- Теория
1. Определение корня n-й степени, арифметический корень
Напомним основное определение.
Определение:
Корнем n-й степени из неотрицательного числа а называется такое неотрицательное число b, которое при возведении в степень n дает число а.
Приведем математическую запись определения:
Например, , т. к. ; , т. к.
Неотрицательный корень n-й степени из неотрицательного числа а называют арифметическим корнем.
– арифметический корень;
Напомним геометрический смысл корня n-й степени из неотрицательного числа. Рассмотрим функцию на множестве всех действительных значений (рисунок 1) и только для неотрицательных х (рисунок 2).
С рассматриваемыми функциями, как и с любой другой функцией, связаны две задачи – прямая (по заданному значению х найти у) и обратная (по заданному значению у определить х).
В случае, когда функция рассматривается для всех значений х, уравнение вида имеет два корня: , т. е. функция приобретает любое свое значение при двух противоположных значениях аргумента.
В случае же, когда рассматриваются только неотрицательные значения х, уравнение вида имеет единственный корень: , т. е. функция приобретает любое свое значение при одном значении аргумента, которое называют арифметическим корнем. Свойства этого корня мы и будем изучать.
2. Теорема о возведении корня в степень, доказательство, примеры
Если а – неотрицательное число, k – любое натуральное число, n – натуральное число, большее единицы, то справедливо равенство:
Другими словами, чтобы возвести корень n-й степени в натуральную степень, достаточно возвести в эту степень подкоренное выражение.
Дано:
Доказать:
Доказательство:
k штук
Преобразуем полученное выражение по теореме 1:
k штук k штук
Теорема доказана.
Докажем данную теорему, пользуясь определением корня.
Если заданное равенство справедливо и правая часть есть корень n-й степени из , то n-я степень выражения из правой части равна подкоренному выражению, т. е. . Проверим данное равенство:
Теорема доказана вторым способом.
Рассмотрим несложные примеры на применение теоремы 3.
Пример 1 – вычислить:
Пример 2:
3. Теорема о корне из корня n-й степени, доказательство, примеры
Если а – неотрицательное число, n и k – натуральные числа, большие единицы, то справедливо равенство:
Другими словами, чтобы извлечь корень из корня, достаточно перемножить показатели степеней.
Дано:
Доказать:
Доказательство:
Введем новые переменные:
В новых выражениях нужно доказать, что . Рассмотрим равенство . По определению корня, . Возведем обе части полученного выражения в степень k:
Из выражения , по определению корня,
Получаем:
Неотрицательные числа возводятся в равную натуральную степень, отсюда получаем равенство оснований степеней:
Теорема доказана.
Докажем данную теорему, основываясь только на определении корня n-й степени. Таким образом, если в выражении мы возведем левую часть в степень и получим подкоренное выражение, т. е. а, теорема будет доказана.
Разъясним теорему 4 на конкретных примерах.
Пример 3 – вычислить:
С другой стороны
Пример 4:
4. Обзор свойств корня n-й степени, примеры
Сделаем обзор свойств корня n-й степени из неотрицательного числа.
, при (теорема 1);
, при (теорема 2);
, при (теорема 3);
, при (теорема 4).
Из теоремы 4 есть важное следствие:
Следует избегать типичных ошибок, обратим на них внимание:
, например .
Перейдем к решению примеров.
Пример 5 – вычислить:
Пример 6:
Пример 7:
Итак, на данном уроке мы вспомнили ранее изученные и рассмотрели новые свойства корня n-й степени из неотрицательного числа, научились возводить его в степень и извлекать корень.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын) 1990, № 389–394;
2. Возвести в степень:
а) ; б) ; в) ; г)
3. Преобразовать к виду :
а) ; б) ; в) ; г)