Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 16: Задачи на степенные функции с рациональным показателем
- Видео
- Тренажер
- Теория
Степень с рациональным показателем, определение, свойства, пример задачи
Напомним основное определение.
Степенью неотрицательного числа а с рациональным положительным показателем называется число .
Степенью положительного числа а с рациональным отрицательным показателем называется число .
Для выполняется равенство:
Например: ; ; не существует по определению; ; .
Напомним свойства степени с рациональным показателем:
Здесь , , s и r – рациональные числа;
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. .
Переходим к решению типовых задач.
Пример 1 – упростить выражение:
Разложим числитель на множители:
Чтобы сократить полученную дробь, укажем ограничение:
.
Кроме того, укажем ОДЗ по определению степени с рациональным положительным показателем: .
Получаем:
Степенная функция, теоретические положения
Рассмотрим степенную функцию с рациональным показателем, конкретно нас интересуют случаи с нецелым показателем, т. к. функции с целым показателем мы уже изучили ранее.
:
1.
2.
Например: , по определению .
Сравним графики функций и (Рис. 1).
Область определения функции - , график известен, он проходит через три фиксированные точки.
Для второй функции область определения –
Различие функций наглядно показано на рисунке 1.
Производная и первообразная степенной функции
Для каждой функции нужно уметь находить производные, первообразные и решать типовые задачи на них. Мы рассмотрим, как находить производную и первообразную для степенной функции.
Производная степенной функции:
, ,
.
Рассмотрим сложную функцию, когда в рациональную степень возводится не просто х, а некоторая функция :
.
Неопределенный интеграл:
Решение типовых задач
Типовыми являются задачи на область значений функции.
Пример 2 – найти область значений функции:
а)
Функция возрастает согласно рассмотренным ранее свойствам, достаточно вычислить значение функции в концах отрезка:
Ответ: область значений функции на заданном интервале .
б)
Функция возрастает, т. к. является суммой двух возрастающих функций, достаточно вычислить значение функции в концах отрезка:
.
Ответ: область значений функции на заданном интервале .
Пример 3 – найти наибольшее значение функции:
Решение:
Исследуем без применения производной.
Используем элементы метода интервалов. Найдем ОДЗ: . Найдем корни функции, для этого разложим выражение в правой части на множители и приравняем его к нулю:
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а второй при этом существует, получаем:
Итак, область определения функции разбита на два интервала: [0; ] и () (рис. 2).
Несложно заметить, что на первом интервале функция положительна, а на втором отрицательна.
Итак, исследование графика без производной дает нам следующие факты: примерный график функции, интервалы ее разбиения на положительную и отрицательную часть. Если функция положительна, график находится над осью х, если отрицательна – под осью.
Очевидно, что наибольшего своего значения функция достигает на первом интервале.
Возьмем производную:
Приравняем производную к нулю:
.
– точка максимума, т. к. это единственная критическая точка. До этой точки производная – величина положительная, функция возрастает, далее производная меняет знак, функция убывает.
Пример 4 – найдите площадь фигуры, ограниченной линиями:
.
Данная задача решается с помощью первообразной (рис. 3).
Пример 5 – решить уравнение :
.
Находим производную:
.
Приравняем производную к нулю:
.
Введем замену:
.
Получаем квадратное уравнение:
.
Находим корни любым способом, например по теореме Виета:
.
Второй корень не удовлетворяет условиям, остается единственный ответ:
.
Имеем:
.
Итак, мы повторили теорию и рассмотрели различные типовые задачи на степенные функции с рациональным показателем. Далее мы перейдем к изучению показательных функций.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Домашнее задание
- Найдите производную заданной функции:
а) ; б) ; в) ; г) . - Найдите значение производной в заданной точке:
а) ; б) ; в) ;
г) . - Найдите наибольшее и наименьшее значение функции:
а) ; б) ; в) ; г) .
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет