Математика

Тема 11: Дробные числа. Профильный уровень

Урок 5: Сравнение обыкновенных дробей

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Определение обыкновенной дроби

 

Обыкновенная дробь – это число вида , где  и  – это натуральные числа ().  – это числитель, а  – это знаменатель дроби и .

 

Каждый может за версту.
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

 

Примеры обыкновенных дробей

 

 

Знаменатель обозначает, на сколько частей что-то разделили. А числитель – сколько таких частей взяли. Например, возьмем шесть шариков. Мы можем разбить их на две равные группы из трех шариков и взять одну (рис. 1). Такое действие можно записать дробью: .

 

Рис. 1. Иллюстрация к примеру (Источник)

Если эти шарики мы разобьем на три группы и возьмем одну (рис. 2), получим .

Рис. 2. Иллюстрация к примеру

Кроме того, шарики можно разделить на шесть равных частей (рис. 3) и взять три. Так получится  или .

Рис. 3. Иллюстрация к примеру

Для того чтобы взять, например,  частей, необходимо поставить еще одну такую же часть (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к примеру

 

Задание № 1

 

 

Сравните: 1.  и ; 2.  и .

 

Решение:

  1. Дробь  означает, что взяли, например, отрезок и разделили его на пять равных частей, из которых взяли только две (рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к заданию 1

А дробь  означает, что отрезок разделили на пять равных частей, а взяли четыре части (рис. 6).

Рис. 6. Иллюстрация к заданию 1

Теперь посмотрим, где получилось больше. Там, где взяли четыре части. Следовательно: 

  1. И в первой, и во второй дроби, что-то разбили на тринадцать частей, но в первой дроби взяли только восемь таких частей, а во второй – десять. Следовательно: 

 

Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

 

 

Если у дробей равные знаменатели, то больше та дробь, у которой числитель больше. Если , то , .

 

 

Задание № 2

 

 

Сравните дроби: 1.  и ; 2.  и .

 

Решение:

  1. В первой дроби отрезок разделили на пять частей и взяли три (рис. 7). А во второй отрезок разделили на восемь частей и взяли тоже три, но каждая часть получилась меньше, чем в предыдущем случае (рис. 8).

  

Рис. 7. Иллюстрация к заданию 2

Рис. 8. Иллюстрация к заданию 2

Получается: 

  1. При сравнении видно, что одна двенадцатая часть больше одной тринадцатой, следовательно, если мы возьмем по семь таких частей, соотношение не изменится:

 

Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями

 

 

Если у дробей равные числители, то больше та дробь, у которой знаменатель меньше. Если , то , .

 

 

Общий случай

 

 

Что делать, если в дроби ни числитель, ни знаменатель не равны? Тогда необходимо воспользоваться основным свойством дроби: если числитель и знаменатель умножить на одно и то же число (не равное 0), то дробь останется неизменной.

 

Например, необходимо сравнить такие дроби: 1.  и ; 2.  и ; 3. и .

Решение:

  1. Приведем две дроби к общему знаменателю. У пяти и у десяти общий знаменатель – десять. Необходимо числитель и знаменатель дроби  домножить на 2.

Тогда сравниваем дроби и видим, что они равны.

  1. Общий знаменатель – 24.

Теперь сравниваем дроби с равными знаменателями:

  1. В данном случае необходимо две дроби привести к одинаковому знаменателю. Поэтому числитель и знаменатель первой дроби умножим на 5, а второй – на 3.

Теперь, сравнивая дроби с одинаковыми знаменателями, большей будет та, у которой числитель больше:

 

Правило

 

 

Чтобы сравнить две дроби, надо привести их к общему знаменателю, а потом сравнить числители. Больше будет та дробь, у которой числитель больше.

 

 

Итог

 

 

  1. При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями большая та, у которой числитель больше.
  2. При сравнении дробей с одинаковыми числителями большая та, у которой знаменатель меньше.
  3. В общем случае, чтобы сравнить две дроби, надо привести их к общему знаменателю и потом сравнить числители.

 

 

Список литературы

  1. Математика. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.] – 24-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.
  2. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика, 5 класс. – М.: Мнемозина.
  3. Истомина Н. Б., Математика, 5 класс. – М.: Ассоциация ХХI век.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «znanija.com» (Источник)
  2. Интернет-портал «math-prosto.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «cleverstudents.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Математика. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.] – 24-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008., стр. 138 § 23, № 884; ст. 146 § 24, № 945.
  2. Что такое обыкновенная дробь?
  3. Назовите правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Назовите правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.
  4. * Сравните дроби:

а)  и            

б)  и 

в) 1 и 

г)  и .

 

Видеоурок: Сравнение обыкновенных дробей по предмету Математика за 5 класс.