Математика
Тема 9: Натуральные числа. Профильный уровеньУрок 18: Деление. Деление с остатком
- Теория
Раздел 1. Определение деления
Мама купила для Васи и трёх его друзей 48 конфет. Сколько достанется каждому при делении конфет между ними поровну?
Пусть x конфет у каждого мальчика. Тогда всего конфет
.
![]()
![]()
Сейчас мы с вами нашли неизвестный множитель, при том, что знали другой множитель и произведение. Данное действие называется делением.
Деление – действие по нахождению одного неизвестного множителя при известном другом множителе и известном произведении.
![]()
В данном случае число 48 – делимое (то, что мы делим), число 4 – делитель (то, на что мы делим), 12 – частное (то, что получаем в результате деления).
Частное показывает, во сколько делимое больше, чем делитель. 48 конфет больше, чем 4 конфеты, в 12 раз.
Свойства деления
Частные случаи деления
1. На ноль делить нельзя. Если мы разделим некоторое число a на ноль, то должны получить число, которое при умножении на ноль дает a. Но любое число при умножении на ноль дает ноль. Деление на ноль не определено.
2. При делении числа на 1 получаем само это число.
![]()
Какое число нужно умножить на 1, чтобы получить а? Само это число.
3. При делении числа на самого себя получаем единицу.
![]()
Какое число необходимо умножить на а, чтобы получить а? Число 1.
4. При делении ноля на что-либо получаем ноль.
![]()
Пример 1. Вася написал за четверть 9 контрольных работ. В сумме за все работы он получил 36 баллов. Какую четвертную оценку получит Вася?
В среднем за каждую работу Вася получает
![]()
Вася получит четвертную оценку 4.
Решение уравнений, которые содержат знак умножения или деления
Пример 2. Решим уравнение:
![]()
По определению деления получаем:
![]()
![]()
Пример 3. Решим уравнение:
![]()
Делимое есть произведение делителя и частного.
![]()
![]()
![]()
Значит, чтобы найти делимое, необходимо разделить делимое на частное.
Пример 4. Решим уравнение:
![]()
Вспомним, что делимое есть произведение делителя и частного. В нашем случае делимое это
.
![]()
![]()
![]()
![]()
Деление с остатком
Вернемся к Васе и его друзьям. Пусть мама купила ребятам не 48, а 50 конфет. Раздадим 48 конфет, как делали раньше, и две конфеты останется. Получается, мы разделили 50 на 4 с остатком – 2 конфеты у нас осталось.
(остаток 2)
![]()
Остаток всегда меньше делителя.
Пусть мы поделили 50 на 4 и получили 11.
Тогда остаток равен 6. 6 конфет осталось. Но ведь мы можем раздать по одной из этих конфет Васе и его друзьям. Если остаток получился больше делителя, то мы просто не доделили.
При делении 48 на 4 остаток равен нулю.
Более сложный пример
Задача. Известно, что число 77 разделили на некоторое число с остатком и остаток получился равным неполному частному. На какое число разделили?
Рассмотрим число 77. Мы его разделили с остатком на какое-то число х (его нам и надо найти). Мы знаем, что неполное частное равно остатку деления. Обозначим их квадратиками.
![]()
Заметим, что какое бы число ни стояло на месте квадратика, и
делится на
и делится на
. Значит, и 77 должно делиться на это число (на
). А на что делится число 77? На 1, 7, 11, 77. Разберем каждый вариант.
1) Если на месте квадратика стоит 1.
![]()
![]()
![]()
![]()
2) Если на месте квадратика стоит 7.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3) Если на месте квадратика стоит 11.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Обратите внимание: в данном случае делитель, т. е. 6, меньше, чем остаток, т.е. 11. Значит, такой случай невозможен. Именно поэтому невозможен и случай, когда на месте квадратика стоит число 77.
Ответ: делили либо на 1, либо на 7.
Заключение
Мы познакомились с таким действием, как деление; узнали, что такое деление с остатком и без остатка. Также познакомились с тем, как решать уравнения, где есть операция деление.
Список рекомендованной литературы
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика, 5 класс (в 2 частях). ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА».
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс – М.: Вентана-Граф.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Теоретический материал. Деление с остатком (Источник).
- Урок (Источник).
- Теоретический материал (Источник).
Домашнее задание:
1. Запишите частное и укажите его элементы (делимое и делитель):
а)
и
;
б)
и
;
в)
и
;
г)
и ![]()
2. На сколько необходимо умножить 12, чтобы получить 60?
3. У Саши, Артема, Коли и Жени есть 64 груши. Сколько груш необходимо дать каждому из ребят, чтобы разделить все груши поровну?
Если бы у ребят было не 64, а 70 груш, сколько груш осталось бы после деления между ребятами поровну?
4. Выполните деление с остатком:
а) 131 на 5
б) 25 на 3
в) 376 на 3
г) 401 на 10