Математика
Тема 10: Площади и объём. Профильный уровеньУрок 3: Формула площади прямоугольника (Слупко М.В.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Представьте ситуацию. Мама хочет испечь торт. Но у неё осталось мало глазури, которой она его покроет сверху. На какой из этих трёх тортов уйдёт меньше всего глазури (Рис. 1)?
Казалось бы, все просто: какая фигура меньше, на ту меньше глазури и понадобится. Но что такое «меньше»? Для отрезков было понятно: сравнивали длины. А что можно сравнивать у фигур? Для этого используют другую характеристику – площадь. Чем меньше будет площадь торта, тем меньше глазури понадобится маме.
А как определить площадь фигуры? Как сравнивать площади разных фигур? На этом уроке мы поговорим о том, как посчитать площадь прямоугольника.
Почему мы начинаем именно с него? Во-первых, прямоугольники в нашей жизни встречаются часто, поэтому возникает много практических задач, связанных с вычислением площади прямоугольника: сколько стекла надо, чтобы застеклить оконный проём, сколько лака надо, чтобы покрыть дверь, сколько бумаги надо, чтобы обернуть подарок и т.д. (Рис. 2).
Во-вторых, прямоугольники легко укладывать плотно друг к другу (сравните: чем проще заполнить коробку – прямоугольными плитками или, например, круглыми, при условии, что пустого места должно оставаться как можно меньше) (Рис. 3).
Поэтому площадь любой фигуры можно посчитать достаточно точно, «разрезав» эту фигуру на прямоугольники (Рис. 4).
То есть если уметь находить площадь прямоугольников, то можно приближенно посчитать площади других фигур.
Аксиомы площади
На самом деле площадь прямоугольника важна не только для того, чтобы научиться считать площади других фигур. Она нужна, чтобы вообще дать определение: а что же такое площадь.
Интуитивно каждый из нас понимает, что такое площадь. Но сформулировать определение не так просто. Обычно говорят, что площадь – это место, которое фигура занимает на плоскости (чем больше площадь, тем больше места она занимает и наоборот).
Давайте попробуем строго определить, что же такое площадь фигуры, каким требованиям она должна удовлетворять, чтобы результат согласовывался с нашим жизненным опытом и здравым смыслом.
Итак, пусть у нас есть фигура (Рис. 1).
Чтобы найти её площадь, надо задать какой-то стандарт, то есть определить площадь известной фигуры. В математике такой фигурой считается единичный квадрат (квадрат со стороной ). Его площадь считается равной (Рис. 2).
Теперь, если фигура состоит из двух квадратов, логично считать, что она занимает в раза больше места, то есть её площадь равна сумме площадей двух квадратов, или равна (Рис. 3).
Это свойство площади можно обобщить: если фигура состоит из двух фигур, то её площадь равна сумме площадей этих фигур (Рис. 4). Действительно, эта фигура занимает столько же места, сколько те две фигуры вместе взятые.
Наконец, совсем очевидно, что у одинаковых фигур (под одинаковыми мы имеем в виду те, которые можно совместить при наложении) площади должны быть равны, так как они занимают одинаковое место (Рис. 5).
Этих свойств достаточно, чтобы научиться считать площадь любой известной нам фигуры.
Площадь прямоугольника
Площадь фигуры равна количеству единичных квадратов, которые укладываются внутрь фигуры.
Возьмем прямоугольник: высота см, а длина см. Заполним его квадратами со стороной см. Площадь каждого такого квадрата . Всего поместилось квадратов (Рис. 5).
Значит, по определению площади фигуры, площадь нашего прямоугольника равна .
Обязательно ли нужно выкладывать все единичные квадраты внутри прямоугольника, чтобы понять, сколько их поместится? Давайте посмотрим еще раз. Выложим внизу прямоугольника один ряд единичных квадратов. Длина прямоугольника см, а длина стороны квадрата см. Их поместится штук (Рис. 6).
Выложим второй ряд. Он будет содержать тоже квадратов (Рис. 7).
Сколько всего таких рядов? Так как высота прямоугольника см, то поместится ряда (Рис. 8).
Итак, ряда по штук в каждом. Всего квадратов. То есть, чтобы понять, сколько квадратов поместится, не обязательно их рисовать.
А если бы мы считали ряды по-другому? Каждый вертикальный ряд содержит квадрата, и всего помещается таких рядов (Рис. 9): .
Рассмотрим прямоугольник побольше. Если бы мы стали рисовать единичные квадраты, то получилось бы рядов по штук в каждом (Рис. 10), или, наоборот, столбиков по в каждом.
Но этого делать необязательно. Достаточно умножить длину одной стороны на длину другой, причем в любом порядке: .
Итак, мы получили основной вывод: площадь прямоугольника равна произведению длин двух соседних сторон: (Рис. 12).
Если длины сторон измерены в сантиметрах, то площадь по этой формуле получится в: . Если длины в метрах, то значение площади получатся в: .
Примеры
Пример 1. Найти площадь прямоугольника со сторонами м и м (Рис. 13).
Решение
Ответ: .
Пример 2. Найти площадь прямоугольника со сторонами мм и мм.
Решение
Чтобы найти площадь, нам необязательно рисовать прямоугольник. Все нужные данные у нас есть: .
Ответ: .
Может оказаться, что стороны будут измерены в разных единицах.
Пример 3. Найти площадь прямоугольника со сторонами м и см (Рис. 14).
В такой ситуации нужно выразить длины сторон в одних и тех же единицах измерения.
Переведем м в сантиметры: . Так как теперь длины у нас в см, то площадь мы получим в : .
Ответ: .
Площадь квадрата
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется квадратом (Рис. 15).
К нему тоже применима формула площади прямоугольника. Но так как стороны равны, то формулу можно записать короче: .
Пример: найти площадь квадрата со стороной м см.
Решение
Запишем длину стороны в одних единицах, в сантиметрах: .
Найдем площадь квадрата: .
Ответ: .
Другой тип задач
Встречаются задачи, где уже известна площадь прямоугольника и длина одной стороны. Требуется найти другую сторону. Разберем этот случай на конкретном примере.
Пример: поле имеет ширину метров. Какова должна быть длина поля, что площадь поля получилась га (Рис. 16)?
Решение
Начнем с единиц, в которых нам дана площадь. Вспомним, что такое га. Гектар – мера площади, используемая в сельском хозяйстве. Она равна площади квадратного участка земли со стороной м. Вычислим эту площадь в : . То есть площадь в и называют га.
Теперь вернемся к условию задачи. Требуемая площадь поля га. Переведем ее в : . Итак, нам известны ширина поля и его площадь. Не известна длина поля. Обозначим ее (Рис. 17).
Рис. 17. Характеристики поля в
Воспользуемся формулой площади прямоугольника. Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон: . Площадь и одну длину мы знаем. Подставим в формулу: .
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель: .
Ответ: м.
Заключение
Итак, подведем итоги.
- Если нам известны две стороны прямоугольника (длина и ширина), то площадь прямоугольника находится по формуле (Рис. 18).
- Если длины сторон даны в м, то площадь получится в , если в мм, то площадь в , если длины в км, то площадь в .
- Если длины сторон указаны в разных единицах измерения (например, в метрах и километрах), то, прежде чем применять формулу, нужно выразить длины в одних и тех же единицах измерения (например, только в метрах).
- Формулу площади квадрата можно записать короче: .
- Если известна площадь и одна сторона прямоугольника, то мы можем найти другую сторону. Для этого площадь нужно разделить на длину известной стороны: .
Нахождение площади прямоугольника – простая, но очень важная задача. В дальнейшем мы будем ее использовать, чтобы получить формулы площадей других фигур.
Список рекомендованной литературы
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс. М.: Мнемозина, 2013.
- Ерина Т.М. Математика 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Виленкина Н.Я. М.: Экзамен, 2013.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет портал «edufuture.biz» (Источник)
Домашнее задание
- Стороны прямоугольника равны см и см. Чему равна его площадь?
- Сторона квадрата равна метров. Чему равна его площадь?
- Площадь прямоугольника равна . Чему равна ширина, если его длина равна см?