Математика
Тема 12: Отношения и пропорции. Профильный уровеньУрок 10: Длина окружности. Площадь круга (Вольфсон Г.И.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Как вы знаете, многие предметы имеют форму круга. Чем это обусловлено?
Возьмем, к примеру, колесо. Понятно, что круглое колесо катится гораздо лучше, чем, например, квадратное. Или, скажем, стакан круглой формы удобнее держать в руке, чем стакан прямоугольной формы. Поэтому в какой-то момент человечество стало использовать круглые предметы. Но если вы используете круглые предметы, нужно научиться их измерять. Например, вам нужно знать длину окружности стакана, чтобы понять, сколько материала пойдет на его изготовление, или вам нужно знать площадь колеса, чтобы, например, определять, какой должен быть объем исходных материалов, чтобы его сделать.
Поэтому сегодня мы обсудим, как же учились находить длину окружности и площадь круга, и решим некоторые задачи, связанные с этим.
Окружность и круг
Вначале вспомним, что такое окружность и круг.
Окружность – множество всех точек на плоскости, равноудаленных от данной точки.
Т. е. есть некоторая точка, мы задаем какое-то расстояние – радиус окружности – и берем все точки, которые находятся от исходной на данном расстоянии (см. Рис. 1).
А теперь вспомним еще два важных понятия (см. Рис. 2).
Хордой называется такой отрезок, которые соединяет любые две точки, лежащие на окружности.
Диаметр – это такая хорда, которая проходит через центр окружности. Соответственно, как следствие, нетрудно догадаться, что диаметр равен двум радиусам.
Круг – это все точки на плоскости, которые лежат внутри окружности, а также сама окружность (см. Рис. 3).
Длина окружности
Теперь, когда мы вспомнили все важные определения, мы можем подумать, как же нам измерить длину окружности.
Один из способов, который был предложен, таков: возьмем, например, стакан, у которого дно будет круглой формы, и обмотаем нитку вокруг дна этого стакана. Теперь мы можем сделать засечку там, где конец нитки совпал с ее началом, затем размотать эту нитку и замерить ее длину линейкой. Естественно, измерение будет не совсем точным, оно будет зависеть от точности наших прикладываний, от точности линейки и т. п. Тем не менее мы примерно сможем измерить длину окружности (см. Рис. 4).
Конечно же, чем дальше человечество продвигалось по своим научным взысканиям, тем более точно оно могло измерить эту самую длину окружности.
Еще в древности люди заметили, что если вы увеличите радиус окружности, например в два раза, то и длина этой окружности увеличится в два раза. Если уменьшить радиус в три раза, то и длина уменьшится в три раза. Иначе говоря: длина окружности и ее радиус пропорциональны друг другу. То есть их отношение – это постоянное число (см. Рис. 5).
Так как отношение длины окружности к радиусу – постоянное число, то и отношение длины к диаметру – постоянное число.
Итак, пусть длина окружности , а диаметр окружности – . Так как отношение длины к диаметру всегда постоянное, то его можно примерно посчитать. Проделав это, вы примерно получите число Так как число, которое равно отношению длины окружности к ее диаметру, не могли посчитать точно, его обозначили специальной буквой, буквой (буква греческого алфавита).
На самом деле сейчас, когда в использование вошли мощные компьютеры, можно посчитать и тысячу, и даже миллионы знаков после запятой у числа . Это сделано, чтобы можно было более точно посчитать длину окружности. Для практических нужд нам достаточно знать первые несколько знаков: 3,14.
Кстати, есть специальные правила, которые позволяют запоминать число . Одно из правил – стихотворение:
Если очень постараться,
То запомнишь все как есть.
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Есть и другое довольно забавное правило, которое тоже позволяет запомнить первые несколько знаков от числа .
Это я знаю и помню прекрасно:
Пи многие знаки мне лишни, напрасны
Если посчитать количество букв в каждом слове, мы получим число 3,14159265358.
Таким образом, мы выписали еще более длинный ряд. На самом деле есть стихотворения еще более длинные, которые позволяют запоминать число π. Некоторые даже проводят соответствующее чемпионаты, есть, например, чемпионат мира по тому, кто больше запомнит знаков у числа π.
Вернемся к нашей теме.
Используя эту формулу, мы можем посчитать длину любой окружности практически точно, потому что диаметр мы можем просто измерить линейкой, и если мы умножим его число π, то мы получим длину. С другой стороны, число π мы знаем не совсем точно, но для наших приблизительных вычислений достаточно взять его с точностью до сотых или до тысячных, после чего, перемножив, получить искомое число длины. Не забывайте: если вы подставите вместо числа π, например, 3,14, или 3,1415, то длина у вас получится приблизительной, так что знак равенства в этом случае поставить не можем, а можем поставить лишь знак примерного равенства . Если же вы хотите точное равенство, то оставляйте в ответе букву π, это и будет правильным ответом.
Рассмотрим конкретные примеры, на которых это работает.
Примеры на вычисление длины окружности
Пример 1
Дана окружность с радиусом 2 сантиметра. Чему равна ее длина?
Решение:
Ответ: 12,56 см.
Как видите, тут мы использовали знак приблизительного равенства.
Пример 2
Диаметр окружности равен 3 см, чему равна длина этой окружности?
Решение:
Ответ: 9,42 см.
Можно было записать ответ в виде: .
В этом случае мы можем поставить знак равенства, ведь значение абсолютно точное. Другой вопрос, что для практических целей оно не совсем удобно. Но так как математика – точная наука, то точным ответом будет .
Между прочим, формулу можно преобразовать. Если вспомнить, что диаметр – это удвоенный радиус, мы можем записать формулу в виде
Или:
.
Площадь круга
Разберемся, как наши предки искали площадь круга. Есть один метод для вычисления приблизительной площади.
Рассмотрим круг, заметим, что площадь этого круга, меньше, чем площадь квадрата, который описывает этот круг. Причем площадь этого квадрата мы легко можем посчитать – это квадрат его стороны.
С другой стороны, мы можем немного приблизить нашу фигуру к кругу, если вырезать квадратные уголки со сторон вершин квадрата. Остается фигура, которая по площади ближе к кругу. Аналогичным образом мы можем продолжать до бесконечности (см. Рис. 6).
Естественно, что точно так же мы можем сделать, если мы нарисуем квадрат внутри круга, после чего добавим такие прямоугольники со всех сторон и т. д., пока мы сколь угодно близко не приблизимся к площади искомого круга (см. Рис. 7).
Площадь круга мы можем оценить как сверху (площадь круга будем меньше, чем площадь фигуры, которая описывает круг), так и снизу (площадь круга больше, чем площадь фигуры, вписанной в эту окружность). Соответственно, если прямоугольников, которыми мы измеряем, будет довольно много, то мы сможем приблизительно оценить площадь круга.
В девятом классе вы докажете формулу, что на самом деле площадь круга вычисляется так: .
Примеры на вычисление площади круга
Пример 1
Найдите площадь круга, если его радиус равен 1 см.
Решение:
Можно записать ответ в виде либо же подставить число π и получить приблизительное значение.
Ответ: .
Пример 2
Найдите площадь круга, если диаметр круга равен 4 см.
Решение:
,
Или же можем записать этот ответ точно, через π.
Ответ: .
Заключение
Сегодня мы вспомнили, что такое окружность и что такое круг. Поняли, как люди научились считать длину окружности и площадь круга хотя бы приблизительно. Узнали, по каким формулам можно найти длину окружности и площадь круга, и научились этими формулами пользоваться.
Обратите внимание, что можно решать и обратные задачи, то есть находить радиус (диаметр) по заданной длине окружности или площади круга.
Список литературы
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2012.
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.В., Якир М.С. Математика 6 класс. – Гимназия. 2006.
3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.
4. Рурукин А.Н., Чайковский И.В. Задания по курсу математика 5–6 класс. – М.: ЗШ МИФИ, 2011.
5. Рурукин А.Н., Сочилов С.В., Чайковский К.Г. Математика 5–6. Пособие для учащихся 6-х классов заочной школы МИФИ. – М.: ЗШ МИФИ, 2011.
6. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: Учебник-собеседник для 5–6 классов средней школы. – М.: Просвещение, Библиотека учителя математики, 1989.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)
2. Интернет-сайт math-prosto.ru (Источник)
3. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)
Домашнее задание
1. Чему равна длина окружности, если ее радиус равен 31 дм, 200 см, 3200 мм. ()?
2. Окружность арены во всех цирках мира имеет длину 40,8 м. Найдите диаметр и площадь арены.
3. Останкинская телебашня в Москве опирается на площадку, имеющую форму кольца. Диаметр наружной окружности – 63 м, а внутренней – 14 м. Вычислить площадь фундамента башни.