Математика
Тема 9: Линейная функция и линейные уравнения. Профильный уровеньУрок 6: Что такое функция?
- Видео
- Тренажер
- Теория
Отношения между объектами
Любой объект (стул, стол, собака, человек) может быть предметом исследования. Но исследовать можно не только сами объекты, но и отношения между ними. Мы часто рассуждаем об отношениях между людьми – дружбе, ненависти, любви. На них непосредственно нельзя указать, они неосязаемы, но вместе с тем мы говорим о них, описываем, прекрасно друг друга понимаем, когда слышим: «Петя дружит с Васей».
В жизни мы вводим отношения не только между людьми. Например, на карте есть два города A и Б – это два объекта. А расстояние между A и Б – это отношение между ними. На него уже нельзя указать пальцем. Или фраза: «Плед лежит на стуле». Плед и стул – это объекты, а вот «лежит на» – это уже отношение между пледом и стулом. Оказывается, мы можем изучать не только сами объекты, но и отношения между ними. Этим мы сейчас и займёмся.
Определение функции
У каждого человека есть размер обуви. Людей очень много, а размеров обуви мало. Если с одной стороны отметить всех людей (например, в виде точек), а с другой – существующие размеры обуви, то можно от каждой точки провести стрелку к одному из размеров обуви (Рис. 1) (в математике используют такую терминологию: можно отобразить множество людей на множество размеров обуви). Или, говоря по-другому, между этими множествами можно установить соответствие.
Можно установить и обратное соответствие: каждый размер обуви есть у некоторого подмножества людей (Рис. 2).
Другой пример: обычные часы. Каждому времени суток соответствует какое-то определённое положение стрелок на этих часах. И, наоборот, каждое положение стрелок соответствует какому-то времени суток. Обратите внимание: во всех примерах мы рассматриваем не сами объекты (люди и обувь, время суток и стрелки часов), а новое понятие – отношение между объектами.
Итак, как видим, примеров разных отношений очень много. А как говорить о них точно? Все ли нужно изучать? И как это делать? Все отношения задают между множествами какое-то соответствие. Некоторые из соответствий особенные, они каждому элементу из одного множества ставят в соответствие ровно один элемент из другого множества. Такие соответствия, которые называются функциями, мы и будем изучать.
В наших примерах: у человека может быть только один размер обуви, каждому времени суток соответствует только одно положение стрелок на часах. А вот, например, 36 размер обуви может быть у большого количества людей. Поэтому такие соответствия функциями не будут.
Дадим строгое определение функции. Функция – это соответствие между двумя множествами такое, что каждому элементу одного множества ставится в соответствие единственный элемент другого множества . Первое множество называют областью определения функции, а второе – областью значений функции. Обозначают: и соответственно.
Пример 1: задана функция, которая ставит в соответствие каждому человеку размер его обуви. Область определения функции – множество людей, область значений функции – множество размеров обуви.
Пример 2: задана функция, которая ставит в соответствие каждому дню месяца среднюю температуру воздуха. Область определения функции – множество дней месяца, область значений функции – множество температур (Рис. 3).
Числовая функция
В математике мы чаще будем работать с одним из видов функций – числовыми функциями. Числовая функция – это функция, областью определения и областью значений которой являются числовые множества. Например, функция пройденного пути в зависимости от времени (при равномерном движении): . Такая функция является числовой.
Числовые функции можно задавать разными способами.
- Словесный.
- Аналитический.
- Графический.
- Табличный.
В рассмотренном выше примере мы задали функцию с помощью формулы, такое способ задания называется аналитическим. Рассмотрим другой пример. Каждому числу поставим в соответствие его квадрат. Это функция. На самом деле это будет функция площади квадрата в зависимости от длины его стороны: (если мы оговорим, что ).
Мы будем изучать различные числовые функции. Что вообще можно в них изучать? У функций могут быть наибольшие и наименьшие значения – максимумы и минимумы, функции могут возрастать и убывать и т.д. Все эти свойства функций помогают решать конкретные прикладные задачи (например, нахождение оптимальных параметров, при которых та или иная величина достигает своего максимума – доход, эффективность и т.д., или минимума – расход, количество ошибок и т.д.). Но для того чтобы решать задачи, нужно выделить общие свойства функций и изучить их.
Повторим рассуждение, которое уже озвучивали в наших уроках. Есть заводы, которые создают различные инструменты. А дальше каждый сам использует созданные инструменты в своих целях: с помощью отвёртки можно закручивать и откручивать винты и шурупы, но можно ею же пытаться открыть дверь или забить гвозди. Так и математика – завод инструментальный, создаёт различные инструменты, которые потом могут использоваться в физике, экономике и других сферах для решения конкретных прикладных задач.
Естественные области определения и значений
В примере с площадью квадрата мы сказали, что . Т.е. наложили некоторое ограничение на область определения функции: . Получается, что и – это две различные функции? Да, именно так, потому что первая функция определена при неположительных значениях переменной (Рис. 1), а вторая – нет (Рис. 2).
То есть для задания функции, вообще говоря, недостаточно просто задать формулу соответствия. Необходимо ещё указать области определения и значений функции. Но чаще всего этого не делают, предполагая, что они естественные. Естественная область определения при аналитическом задании – это область допустимых значений выражения, которое записано в формуле.
Пример 1.
Область определения:
Записывают так:
Пример 2.
Область определения:
Отсюда:
Естественная область значений – это множество значений, которые может принимать функция. Например, естественная область значений функции – это все числа больше либо равные . Записывают так:
Графический способ задания функции
Анализировать функцию иногда легче, если построен её график. По нему часто легко определить, на каких промежутках функция убывает или возрастает, где у неё максимум и минимум и т.д. Таким образом, у графического способа задания функции (задание функции с помощью графика) и аналитического разные цели. Если сказать грубо, то аналитический способ более точный, он позволяет вычислить значение функции в любой точке и выполнять с функцией различные преобразования. Графический способ более наглядный – по графику можно сделать вывод о тех или иных свойствах функции.
Рассмотрим графический способ подробнее. График функции представляет собой совокупность точек , где и – соответствующие значения из областей определения и значений (Рис. 4).
График задает соответствие между множествами и или – что то же самое – задает функцию. При этом для изображения необходимо задать соответствующую систему координат. Чаще всего мы будем использовать декартову систему координат.
Область определения и область значений функции при графическом задании функции
Рассмотрим функцию, заданную следующим графическим образом (Рис.1).
Область определения функции – это все значения, при которых определена функция. Для рассматриваемой функции область определения функции – это все числа от до включительно (Рис. 2).
Область значений функции – это все значения , которые принимает функция.
Для рассматриваемой функции область значений функции – это все числа от до включительно (см. рис. 3):
Если строго, то область определения функции – это проекция графика на ось абсцисс, а область значений функции – проекция графика на ось ординат. Проекция – понятие, которое нам знакомо из геометрии. Слово неслучайно созвучно со словом прожектор (оба от латинского projectio – «бросание вперёд») Если мы посветим на график функции прожектором следующим образом, то тень, которую мы увидим на экране, – это проекция графика на ось , т.е. область значений функции (Рис. 4).
Аналогично тень на будет проекцией графика на ось (Рис. 5), т.е. область определения функции.
Словесный и табличный способы задания
Любую функцию можно задать различными способами. Рассмотрим на примере конкретной функции. Словесный способ: функция, которая ставит в соответствие каждому числу его квадрат. Табличный способ: при задании табличным способом указываются пары соответствующих значений.
При таком задании функции область определения функции и область задания функции – это множество значений переменных, которые указаны в таблице:
Аналитический способ: с помощью формулы: . Графический способ задания функции (Рис. 1).
Линейные функции
Для задания числовых функций мы чаще всего будем использовать аналитический и графический методы, т.к. при использовании этих методов легче изучать свойства функций. Различные свойства функции мы будем изучать на протяжении всего курса алгебры, а сейчас рассмотрим несколько частных случаев функций. Вернемся к функции пройденного пути при равномерном движении, т.е. , где – путь, – скорость, – время. Например, при скорости получим функцию . Если , то , если , то , если , то . Мы видим, что при одинаковом изменении аргумента , у нас одинаковое изменение значения функции – пройденного пути . Функции, обладающие таким свойством,называются линейными, в общем виде их можно записать так: . Графиком таких функций будет прямая. Пример линейной функции: пусть . Построим график этой функции. Нарисуем таблицу и заполним ее, т.е. при двух разных значениях найдем, чему равен . И по полученным значениям построим прямую на координатной плоскости.
Итак, точки принадлежат графику функции. Отметим эти точки на плоскости и проведем через них прямую (Рис. 5).
Эта прямая и является графиком функции . Обратим внимание, что для построения графика линейной функции нам достаточно двух точек. Это связано с тем, что мы знаем: графиком будет прямая, а любая прямая на плоскости однозначно задаётся по двум точкам.
Нелинейные функции
Естественно, не все функции линейные. Например, мы знаем, что площадь квадрата зависит от его стороны следующим образом: . Попробуем приблизительно построить ее график по точкам. Поскольку сторона квадрата больше 0, то . Значит, точка не принадлежит графику функции (точку «выкалывают», на графике обводят в кружок).
Снова нарисуем таблицу, возьмем некоторые значения и найдем значения при этих фиксированных значениях .
1 |
2 |
3 |
|
Нарисуем эти точки на плоскости и посмотрим, какая линия через них проходит (Рис. 6).
Данная функция уже не является линейной, так как при увеличении на 1, увеличивался на разные величины, в зависимости от начального значения переменной . Такие функции называются нелинейными. Рассмотренная функция является примером квадратичной функции.
Сторона квадрата не может быть отрицательной или равной 0, поэтому обобщим и построим график функции для любых значений аргумента. Построим график данной функции по точкам. Снова нарисуем таблицу, заполним ее разными значениями и посчитаем, чему равен при каждом из этих значений .
Отметим эти точки на плоскости и проведем кривую, которая проходит через них (Рис. 7). Полученный график называют параболой.
В общем виде квадратичная функция записывается так: , где – некоторые числа, .
Другие примеры нелинейных функций
Если рассмотреть зависимость времени на преодоление заданного расстояния в зависимости от скорости, то получим пример еще одного вида функций – обратной пропорциональности. Например, если расстояние между двумя городами равно , то , где – время, – это скорость (Рис. 1).
Рассмотрим, как выглядит график в общем виде (для любых допустимых значений аргумента). Функция имеет следующий вид: . Рассмотрим графики функции при и (Рис. 2).
Рассмотрим ещё один пример. Объем куба зависит от его стороны: . Такая функция называется кубической (). Попробуем приблизительно построить ее график по точкам (Рис. 3).
Сторона куба не может быть отрицательной или равной , поэтому обобщим и построим график функции для любых значений аргумента (Рис. 4).
Заключение
На этом уроке мы познакомились с понятием функция (отношение между множествами объектов).
Для того чтобы определить функцию, необходимо задать три вещи: область определения функции , область значений функции , правило, по которому каждому элементу из первого множества ставится в соответствие единственный элемент второго (Рис. 8).
Основные способы задания функции: аналитический, графический, словесный, табличный. На уроках математики мы чаще всего будем обращаться к аналитическому и графическому способам. На следующем уроке мы более подробно изучим свойства одного типа функций, а именно: линейной функции.
Список рекомендованной литературы
- Никольский С.М., Решетников Н.Н., Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра. 7 класс. Учебник. ФГОС, издательство «Просвещение», 2017.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 7 класс. Учебник, издательство «Просвещение», 2014.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 7 класс. Учебник, издательство «Просвещение», 2013
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-портал «ege-study.ru» (Источник)
2. Интернет-портал «math-prosto.ru» (Источник)
3. Интернет-портал «algebraclass.ru» (Источник)
Домашнее задание
1. Площадь прямоугольника со сторонами см и см равна . Выразить формулой зависимость от . Для значения аргумента найти соответствующее значение функции .
2. Функция задана формулой . Найти значение функции, соответствующее значению аргумента, равному .
3. Найти область определения функции: .