Математика
Тема 9: Линейная функция и линейные уравнения. Профильный уровеньУрок 16: Практика. Линейные уравнения и их системы
- Теория
Решение линейных уравнений
Пример 1. Решить уравнение:
.
Решение
Вспомним, что деление, по определению, операция, обратная умножению (деление на какое-либо число – это то же самое, что и умножение на обратное к этому числу):
![]()
Разделим обе части уравнения на
или умножим на
:
![]()
Упростим выражение в левой части уравнения:
![]()
Упростим выражение в правой части уравнения:
![]()
Таким образом, решением уравнения будет: ![]()
Ответ:
.
Пример 2. Решить уравнение:
.
Решение
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую:
.
Упростим уравнение – выполним действия в обеих частях уравнения:
.
Разделим обе части уравнения на
:
![]()
Решением уравнения является
.
Ответ:
.
Пример 3. Решить уравнение:
.
Решение
Раскроем скобки в правой и левой частях уравнения. Для выражения в левой части уравнения используем распределительный закон:
.
Тогда
. Вспомним, что если перед скобками стоит знак минус, то при раскрытии скобок все знаки всех слагаемых внутри скобок меняются на противоположный:
.
Перепишем уравнение после применения преобразований:
.
Как и в предыдущем примере, перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую:
.
Выполнив действия в обеих частях уравнения, получим тождество:
.
Таким образом, данное равенство верно всегда, при любых значениях переменной.
Ответ:
– любое число.
Пример 4. Решить уравнение:
.
Решение
Раскроем скобки в правой и левой частях уравнения, используя распределительный закон
.
![]()
![]()
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую:
.
Получаем
.
Данное равенство неверно всегда, т.е. оно не выполняется ни при каких значениях переменной.
Ответ: нет решений.
Пример 5. Решить уравнение:
.
Решение
Избавимся от знаменателей дробей – умножим обе части уравнения на общий знаменатель всех дробей, т.е. число
:
![]()
Получим:
.
Выполним сокращения и избавимся от знаменателей:
.
Раскроем скобки:
![]()
![]()
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую:
.
Выполнив действия в обеих частях уравнения, получим следующее уравнение:
.
Найдем
:
![]()
Ответ:
.
Системы линейных уравнений
В общем виде системы линейных уравнений выглядят следующим образом:
где
– переменные,
– произвольные числа.
Есть несколько методов решения систем уравнений.
- Метод подстановки.
- Метод сложения.
- Графический метод.
Решение систем линейных уравнений
Пример 6. Решить систему:
.
Решение (несколько способов)
1. Метод подстановки – необходимо в уравнении выразить одну переменную через другую и подставить во второе уравнение.
Из первого уравнения выразим
, для этого перенесем
из левой части уравнения в правую:
.
Затем умножим обе части первого уравнения на
:
.
Теперь подставим во второе уравнение полученное выражение:
.
Теперь во втором уравнении только одна переменная
, решим его (мы уже умеем это делать – получилось обычное линейное уравнение с одной переменной).
Раскроем скобки во втором уравнении:
.
Во втором уравнении перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую:
.
Выполним действия в обеих частях второго уравнения:
.
Найдем
:
.
Подставим в первое уравнение найденное значение переменной: ![]()
Решением системы будет:
.
Ответ:
.
2. Метод сложения – нужно преобразовать уравнения так, чтобы при одной переменной в разных уравнениях были противоположные коэффициенты, после этого нужно сложить правые и левые части уравнений.
Избавимся от переменной
. Умножим первое уравнение на
:
.
Теперь система имеет вид:
.
Сложим уравнения системы:
.
Получим следующее уравнение:
. Выполним действия:
.
Найдем
:
![]()
Подставим найденное значение в любое из уравнений исходной системы, например, в первое:
.
Выразим
:
. Решением системы будет:
.
Ответ:
.
3. Графический метод
Сначала перепишем каждое из уравнений так, чтобы они задавали линейную функцию в привычном для нас виде
, т.е. выразим
через
:

Графиком линейной функции является прямая. Построим обе прямые по двум точкам. Вместо
возьмем произвольные значения и подставим их в соответствующие уравнения прямых:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметим точки на координатной плоскости и проведем через них прямые (Рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к примеру 6
Видно, что точкой пересечения прямых является точка с координатами
. Поскольку точка лежит на каждой из прямых, а прямая – это множество решений уравнения, то точка пересечения прямых является решением каждого из уравнений, т.е. является решением системы. Координаты точки пересечения и будут решением системы.
Дополнительно нужно подставить координаты точки в исходную систему, чтобы убедиться в правильности:
.
Ответ:
.
Пример 7. Решить систему:
.
Решение
Сначала упростим уравнения системы – избавимся от знаменателей дробей. Для этого умножим каждое уравнение на общий знаменатель дробей, которые в него входят (чтобы найти это число, нужно рассмотреть наименьшее общее кратное чисел, которые стоят в знаменателе):

Получим:

Выполним сокращения и избавимся от знаменателей:
![]()
Раскроем скобки:
![]()
Приведем подобные слагаемые:
![]()
Умножим второе уравнение на
:
![]()
Сложим уравнения системы:
![]()
Получим уравнение:
![]()
Выполним действия:
![]()
Найдем
:
![]()
Подставим в первое уравнение найденное значение переменной:
![]()
![]()
Решением системы будет:
.
Ответ:
.
Задачи, решение которых сводятся к линейным уравнениям и их системам
Задача 1
Провод длиной 456 метров разрезали на 3 части (Рис. 2), причем первая часть в 4 раза длиннее третьей, а вторая – на 114 метров длиннее третьей. Найти длину каждой части провода.

Рис. 2. Иллюстрация к задаче 1
Решение
1. Провод длиной 456 метров разрезали на 3 части:
![]()
Первая часть в 4 раза длиннее третьей:
![]()
Вторая часть на 114 метров длиннее третьей:
![]()
Теперь все выражено через часть 3, поэтому все замены можно переписать так:
![]()
2. Обозначим длину части 3 за
:
![]()
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую:
![]()
Выполним действия:
![]()
Найдем
– длину части
:
![]()
3. Найдем длину части
:
м
Часть
:
м
Ответ: 228 метров; 171 метров; 57 метров.
Задача 2
Из села в город легковой автомобиль доехал за 2 ч, а грузовой – за 5 ч (Рис. 3). Найти скорость движения каждого автомобиля, если скорость грузового автомобиля на 48 км/ч меньше скорости легкового.

Рис. 3. Иллюстрация к задаче 2
Решение
Введем обозначения:
- Легковой автомобиль:
– его скорость,
– время,
– путь, который он проходит. - Грузовой автомобиль:
–скорость,
– время,
– путь, который он проходит.
Перепишем условие задачи в новых обозначениях:
![]()
![]()
– автомобили проехали одно и то же расстояние
![]()
Воспользуемся следующей формулой:
. Тогда:
![]()
![]()
Так как
, то
. Используем оставшееся условие
и получим следующую систему:
.
Такую систему будем решать методом подстановки – подставим первое уравнение во второе:
.
Раскроем скобки:
.
Перенесем все слагаемые с переменной в одну часть уравнения, а без переменной – в другую:
.
Найдем
:
![]()
Таким образом, скорость легкового автомобиля:
км/ч.
Найдем скорость грузового автомобиля: подставим найденное значение
в уравнение
:
км/ч
Ответ: 80 км/ч; 32 км/ч.
Задача 3
Токарь планировал изготавливать ежедневно по 24 детали, чтобы выполнить задание вовремя. Но он изготавливал ежедневно на 15 деталей больше (Рис. 4) и уже за 6 дней до окончания срока работы сделал 21 деталь сверх плана. За сколько дней токарь планировал выполнить задание?

Рис. 4. Иллюстрация к задаче 3
Решение
Введем обозначения:
- Токарь планировал: сделать работу
со скоростью
за время
. - Получилось: сделал работу
со скоростью
за время
.
Перепишем условие задачи в новых обозначениях:
деталь/день
деталь/день
![]()
![]()
Воспользуемся формулой:
![]()
Тогда:
![]()
![]()
Если
, то
.
Подставим
в предыдущее уравнение:
.
Раскроем скобки:
.
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую:
.
Выполним действия:
.
Найдем
:
![]()
Ответ: 17 дней.
Задачи. Системы линейных уравнений
Задача 4
Лодка за 3 ч движения по течению реки и 4 ч против течения проходит 114 км (Рис. 5). Найти скорость лодки по течению и ее скорость против течения, если за 6 ч движения против течения она проходит такой же путь, как и за 5 ч по течению.

Рис. 5. Иллюстрация к задаче 4
Решение
Введем обозначения:
- Скорость лодки по течению:
. - Скорость лодки против течения:
.
Воспользуется формулой:
.
Лодка за 3 ч движения по течению реки и 4 ч против течения проходит 114 км, тогда
.
За 6 ч движения против течения она проходит такой же путь, как и за 5 ч по течению:
.
Запишем полученную систему линейных уравнений:
.
Воспользуется методом подстановки. Во втором уравнении выразим
через
– разделим обе части уравнения на
:
.
Подставим полученное значение
в первое уравнение:
.
Выполним действие:
.
Найдем
:
.
Найдем
:
.
Ответ:
км/ч;
км/ч.
Задача 5
В двух ящиках лежат яблоки. Если из первого ящика переложить во второй 45 яблок, то в обоих ящиках их станет поровну (Рис. 6). Если же из второго ящика переложить в первый 20 яблок, то в первом станет в 3 раза больше яблок, чем во втором (Рис. 7). Сколько яблок лежит в каждом ящике?

Рис. 6. Иллюстрация к задаче 5

Рис. 7. Иллюстрация к задаче 5
Решение
Пусть изначально в первом ящике было
яблок, а во втором –
яблок. Если из первого ящика переложить во второй 45 яблок, то в обоих ящиках их станет поровну:
![]()
Если же из второго ящика переложить в первый
яблок, то в первом станет в
раза больше яблок, чем во втором:
. Запишем полученную систему линейных уравнений:
.
Раскроем скобки во втором уравнении:
.
В обоих уравнениях выразим
через
:
.
Воспользуемся методом подстановки – подставим выражение во второе уравнение:
.
Во втором уравнении перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую:
.
Найдем
– количество яблок во втором ящике:
. Подставим найденное значение в первое уравнение и найдем
– количество яблок в первом ящике:
![]()
Ответ:
.
Задача 6
Один металлический сплав содержит
меди, другой –
меди (Рис. 8). Сколько килограммов каждого сплава надо взять, чтобы получить 120 кг сплава, содержащего
меди (Рис. 9)?

Рис. 8. Иллюстрация к задаче 6

Рис. 9. Иллюстрация к задаче 6
Решение
Пусть необходимо взять
кг первого сплава и
кг второго сплава. Тогда
.
Теперь посчитаем массу меди, она составляет:
.
Мы знаем, что
– это
от чего-то (Рис. 10), значит,
- это
, т.е.
от
– это
.Аналогично
от
– это
, а
от
– это
.

Рис. 10. Иллюстрация к задаче 6
Запишем уравнение:
. Запишем полученную систему линейных уравнений:
.
В первом уравнении выразим
через
:
.
Воспользуемся методом подстановки – подставим первое уравнение во второе:
.
Раскроем скобки во втором уравнении:
.
Во втором уравнении оставим слагаемые с переменной в левой части уравнения, а без переменной перенесем в правую:
.
Выполним действия:
. Найдем
– количество кг второго сплава, которое необходимо взять:
.
Найдем
– количество кг первого сплава:
.
Ответ:
кг;
кг.
Задача 7
Сумма цифр двузначного числа равна
. Если поменять местами его цифры, то получим число, которое больше данного на
. Найти данное число.
Решение
Обозначим двузначное число так:
. Сумма цифр двузначного числа
равна
:
.
Если поменять местами его цифры, то получим следующее число:
. Так как в числе
десятков и
единиц, то
, а в числе
десятков и
единиц, значит,
.
Число
на
больше, чем
, поэтому
.
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую:
![]()
![]()
Запишем полученную систему линейных уравнений:
.
В первом уравнении выразим
через
:
.
Воспользуемся методом подстановки – подставим это выражение во второе уравнение:
.
Во втором уравнении раскроем скобки:
.
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую и выполним действия:
.
Найдем
– число единиц в числе
:
![]()
Найдем
– число десятков в числе
:
![]()
Таким образом, исходным числом является
.
Ответ:
.
Заключение
На этом уроке мы потренировались решать различные уравнения и системы линейных уравнений, а также задачи, которые к ним сводятся.
Список рекомендованной литературы
- Никольский С.М., Решетников Н.Н., Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра. 7 класс. Учебник. ФГОС, изд-во «Просвещение», 2017.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 7 класс. Учебник, изд-во «Просвещение», 2014.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 7 класс. Учебник, изд-во «Просвещение», 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Решите уравнение:
. - Решите графически систему уравнений:
. - Три утенка и четыре гусенка весят
г, а четыре утенка и три гусенка весят
г. Сколько весит один гусенок?