Математика
Тема 9: Линейная функция и линейные уравнения. Профильный уровеньУрок 16: Практика. Линейные уравнения и их системы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Решение линейных уравнений
Пример 1. Решить уравнение: .
Решение
Вспомним, что деление, по определению, операция, обратная умножению (деление на какое-либо число – это то же самое, что и умножение на обратное к этому числу):
Разделим обе части уравнения на или умножим на :
Упростим выражение в левой части уравнения:
Упростим выражение в правой части уравнения:
Таким образом, решением уравнения будет:
Ответ: .
Пример 2. Решить уравнение: .
Решение
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую: .
Упростим уравнение – выполним действия в обеих частях уравнения: .
Разделим обе части уравнения на :
Решением уравнения является .
Ответ: .
Пример 3. Решить уравнение: .
Решение
Раскроем скобки в правой и левой частях уравнения. Для выражения в левой части уравнения используем распределительный закон: .
Тогда . Вспомним, что если перед скобками стоит знак минус, то при раскрытии скобок все знаки всех слагаемых внутри скобок меняются на противоположный: .
Перепишем уравнение после применения преобразований: .
Как и в предыдущем примере, перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую: .
Выполнив действия в обеих частях уравнения, получим тождество: .
Таким образом, данное равенство верно всегда, при любых значениях переменной.
Ответ: – любое число.
Пример 4. Решить уравнение: .
Решение
Раскроем скобки в правой и левой частях уравнения, используя распределительный закон .
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую: .
Получаем .
Данное равенство неверно всегда, т.е. оно не выполняется ни при каких значениях переменной.
Ответ: нет решений.
Пример 5. Решить уравнение: .
Решение
Избавимся от знаменателей дробей – умножим обе части уравнения на общий знаменатель всех дробей, т.е. число :
Получим: .
Выполним сокращения и избавимся от знаменателей: .
Раскроем скобки:
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую: .
Выполнив действия в обеих частях уравнения, получим следующее уравнение: .
Найдем :
Ответ: .
Системы линейных уравнений
В общем виде системы линейных уравнений выглядят следующим образом: где – переменные, – произвольные числа.
Есть несколько методов решения систем уравнений.
- Метод подстановки.
- Метод сложения.
- Графический метод.
Решение систем линейных уравнений
Пример 6. Решить систему: .
Решение (несколько способов)
1. Метод подстановки – необходимо в уравнении выразить одну переменную через другую и подставить во второе уравнение.
Из первого уравнения выразим , для этого перенесем из левой части уравнения в правую: .
Затем умножим обе части первого уравнения на : .
Теперь подставим во второе уравнение полученное выражение: .
Теперь во втором уравнении только одна переменная , решим его (мы уже умеем это делать – получилось обычное линейное уравнение с одной переменной).
Раскроем скобки во втором уравнении: .
Во втором уравнении перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую: .
Выполним действия в обеих частях второго уравнения: .
Найдем : .
Подставим в первое уравнение найденное значение переменной:
Решением системы будет: .
Ответ: .
2. Метод сложения – нужно преобразовать уравнения так, чтобы при одной переменной в разных уравнениях были противоположные коэффициенты, после этого нужно сложить правые и левые части уравнений.
Избавимся от переменной . Умножим первое уравнение на : .
Теперь система имеет вид: .
Сложим уравнения системы: .
Получим следующее уравнение: . Выполним действия: .
Найдем :
Подставим найденное значение в любое из уравнений исходной системы, например, в первое: .
Выразим : . Решением системы будет: .
Ответ: .
3. Графический метод
Сначала перепишем каждое из уравнений так, чтобы они задавали линейную функцию в привычном для нас виде , т.е. выразим через :
Графиком линейной функции является прямая. Построим обе прямые по двум точкам. Вместо возьмем произвольные значения и подставим их в соответствующие уравнения прямых:
Отметим точки на координатной плоскости и проведем через них прямые (Рис. 1).
Видно, что точкой пересечения прямых является точка с координатами . Поскольку точка лежит на каждой из прямых, а прямая – это множество решений уравнения, то точка пересечения прямых является решением каждого из уравнений, т.е. является решением системы. Координаты точки пересечения и будут решением системы.
Дополнительно нужно подставить координаты точки в исходную систему, чтобы убедиться в правильности: .
Ответ: .
Пример 7. Решить систему: .
Решение
Сначала упростим уравнения системы – избавимся от знаменателей дробей. Для этого умножим каждое уравнение на общий знаменатель дробей, которые в него входят (чтобы найти это число, нужно рассмотреть наименьшее общее кратное чисел, которые стоят в знаменателе):
Получим:
Выполним сокращения и избавимся от знаменателей:
Раскроем скобки:
Приведем подобные слагаемые:
Умножим второе уравнение на :
Сложим уравнения системы:
Получим уравнение:
Выполним действия:
Найдем :
Подставим в первое уравнение найденное значение переменной:
Решением системы будет: .
Ответ: .
Задачи, решение которых сводятся к линейным уравнениям и их системам
Задача 1
Провод длиной 456 метров разрезали на 3 части (Рис. 2), причем первая часть в 4 раза длиннее третьей, а вторая – на 114 метров длиннее третьей. Найти длину каждой части провода.
Решение
1. Провод длиной 456 метров разрезали на 3 части:
Первая часть в 4 раза длиннее третьей:
Вторая часть на 114 метров длиннее третьей:
Теперь все выражено через часть 3, поэтому все замены можно переписать так:
2. Обозначим длину части 3 за :
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую:
Выполним действия:
Найдем – длину части :
3. Найдем длину части :
м
Часть :
м
Ответ: 228 метров; 171 метров; 57 метров.
Задача 2
Из села в город легковой автомобиль доехал за 2 ч, а грузовой – за 5 ч (Рис. 3). Найти скорость движения каждого автомобиля, если скорость грузового автомобиля на 48 км/ч меньше скорости легкового.
Решение
Введем обозначения:
- Легковой автомобиль: – его скорость, – время, – путь, который он проходит.
- Грузовой автомобиль: –скорость, – время, – путь, который он проходит.
Перепишем условие задачи в новых обозначениях:
– автомобили проехали одно и то же расстояние
Воспользуемся следующей формулой: . Тогда:
Так как , то . Используем оставшееся условие и получим следующую систему: .
Такую систему будем решать методом подстановки – подставим первое уравнение во второе: .
Раскроем скобки: .
Перенесем все слагаемые с переменной в одну часть уравнения, а без переменной – в другую: .
Найдем :
Таким образом, скорость легкового автомобиля: км/ч.
Найдем скорость грузового автомобиля: подставим найденное значение в уравнение :
км/ч
Ответ: 80 км/ч; 32 км/ч.
Задача 3
Токарь планировал изготавливать ежедневно по 24 детали, чтобы выполнить задание вовремя. Но он изготавливал ежедневно на 15 деталей больше (Рис. 4) и уже за 6 дней до окончания срока работы сделал 21 деталь сверх плана. За сколько дней токарь планировал выполнить задание?
Решение
Введем обозначения:
- Токарь планировал: сделать работу со скоростью за время .
- Получилось: сделал работу со скоростью за время .
Перепишем условие задачи в новых обозначениях:
деталь/день
деталь/день
Воспользуемся формулой:
Тогда:
Если , то .
Подставим в предыдущее уравнение: .
Раскроем скобки: .
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а без переменной – в правую: .
Выполним действия: .
Найдем :
Ответ: 17 дней.
Задачи. Системы линейных уравнений
Задача 4
Лодка за 3 ч движения по течению реки и 4 ч против течения проходит 114 км (Рис. 5). Найти скорость лодки по течению и ее скорость против течения, если за 6 ч движения против течения она проходит такой же путь, как и за 5 ч по течению.
Решение
Введем обозначения:
- Скорость лодки по течению: .
- Скорость лодки против течения: .
Воспользуется формулой: .
Лодка за 3 ч движения по течению реки и 4 ч против течения проходит 114 км, тогда .
За 6 ч движения против течения она проходит такой же путь, как и за 5 ч по течению: .
Запишем полученную систему линейных уравнений: .
Воспользуется методом подстановки. Во втором уравнении выразим через – разделим обе части уравнения на : .
Подставим полученное значение в первое уравнение: .
Выполним действие: .
Найдем : .
Найдем : .
Ответ: км/ч; км/ч.
Задача 5
В двух ящиках лежат яблоки. Если из первого ящика переложить во второй 45 яблок, то в обоих ящиках их станет поровну (Рис. 6). Если же из второго ящика переложить в первый 20 яблок, то в первом станет в 3 раза больше яблок, чем во втором (Рис. 7). Сколько яблок лежит в каждом ящике?
Решение
Пусть изначально в первом ящике было яблок, а во втором – яблок. Если из первого ящика переложить во второй 45 яблок, то в обоих ящиках их станет поровну:
Если же из второго ящика переложить в первый яблок, то в первом станет в раза больше яблок, чем во втором: . Запишем полученную систему линейных уравнений: .
Раскроем скобки во втором уравнении: .
В обоих уравнениях выразим через : .
Воспользуемся методом подстановки – подставим выражение во второе уравнение: .
Во втором уравнении перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую: .
Найдем – количество яблок во втором ящике: . Подставим найденное значение в первое уравнение и найдем – количество яблок в первом ящике:
Ответ: .
Задача 6
Один металлический сплав содержит меди, другой – меди (Рис. 8). Сколько килограммов каждого сплава надо взять, чтобы получить 120 кг сплава, содержащего меди (Рис. 9)?
Решение
Пусть необходимо взять кг первого сплава и кг второго сплава. Тогда .
Теперь посчитаем массу меди, она составляет: .
Мы знаем, что – это от чего-то (Рис. 10), значит, - это , т.е. от – это .Аналогично от – это , а от – это .
Запишем уравнение: . Запишем полученную систему линейных уравнений: .
В первом уравнении выразим через : .
Воспользуемся методом подстановки – подставим первое уравнение во второе: .
Раскроем скобки во втором уравнении: .
Во втором уравнении оставим слагаемые с переменной в левой части уравнения, а без переменной перенесем в правую: .
Выполним действия: . Найдем – количество кг второго сплава, которое необходимо взять: .
Найдем – количество кг первого сплава: .
Ответ: кг; кг.
Задача 7
Сумма цифр двузначного числа равна . Если поменять местами его цифры, то получим число, которое больше данного на . Найти данное число.
Решение
Обозначим двузначное число так: . Сумма цифр двузначного числа равна : .
Если поменять местами его цифры, то получим следующее число: . Так как в числе десятков и единиц, то , а в числе десятков и единиц, значит, .
Число на больше, чем , поэтому .
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую:
Запишем полученную систему линейных уравнений: .
В первом уравнении выразим через : .
Воспользуемся методом подстановки – подставим это выражение во второе уравнение: .
Во втором уравнении раскроем скобки: .
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую и выполним действия: .
Найдем – число единиц в числе :
Найдем – число десятков в числе :
Таким образом, исходным числом является .
Ответ: .
Заключение
На этом уроке мы потренировались решать различные уравнения и системы линейных уравнений, а также задачи, которые к ним сводятся.
Список рекомендованной литературы
- Никольский С.М., Решетников Н.Н., Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра. 7 класс. Учебник. ФГОС, изд-во «Просвещение», 2017.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 7 класс. Учебник, изд-во «Просвещение», 2014.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 7 класс. Учебник, изд-во «Просвещение», 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Решите уравнение: .
- Решите графически систему уравнений: .
- Три утенка и четыре гусенка весят г, а четыре утенка и три гусенка весят г. Сколько весит один гусенок?