Математика
Тема 10: Алгебраические дроби. Профильный уровеньУрок 12: Возведение алгебраической дроби в степень
- Теория
Правила возведения дробей и целых выражений в натуральную степень с элементарными примерами
Правило возведения обыкновенных и алгебраических дробей в натуральную степень:
![]()
Можно провести аналогию со степенью целого выражения и вспомнить, что понимается под возведением его в степень:
![]()
Пример 1.
.
Как видно из примера, возведение дроби в степень – это частный случай умножения дробей, что изучалось на предыдущем уроке.
Пример 2. а)
, б)
– минус уходит, т. к. мы возвели выражение в четную степень.
Ответ.
;
.
Для удобства работы со степенями вспомним основные правила возведения в натуральную степень:
– произведение степеней;
– деление степеней;
– возведение степени в степень;
– степень произведения.
Пример 3.
– это известно нам еще с темы «Возведение в степень целых выражений», кроме одного случая:
не существует.
Простейшие примеры на возведение алгебраических дробей в натуральную степень
Далее рассмотрим примеры посложнее.
Пример 4. Возвести дробь в степень
.
Решение. При возведении в четную степень минус уходит:
.
Ответ.
.
Пример 5. Возвести дробь в степень
.
Решение. Теперь пользуемся правилами возведения степени в степень сразу без отдельного расписывания:
.
Ответ.
.
Теперь рассмотрим комбинированные задачи, в которых нам будет необходимо и возводить дроби в степень, и умножать их, и делить.
Пример 6. Выполнить действия
.
Решение.
. Далее необходимо произвести сокращение. Распишем один раз подробно, как мы это будем делать, а затем будем указывать результат сразу по аналогии:
. Аналогично (или по правилу деления степеней)
. Имеем:
.
Ответ.
.
Пример 7. Выполнить действия
.
Решение.
. Сокращение осуществлено по аналогии с примером, разобранным ранее.
Ответ.
.
Пример 8. Выполнить действия
.
Решение.
. В данном примере мы еще раз более подробно расписали процесс сокращения степеней в дробях, чтобы закрепить этот способ.
Ответ.
.
Более сложные примеры на возведение алгебраических дробей в натуральную степень (с учетом знаков и со слагаемыми в скобках)
Пример 9. Выполнить действия
.
Решение. В данном примере уже пропустим отдельное умножение дробей, а сразу воспользуемся правилом их умножения и запишем под один знаменатель. При этом следим за знаками – в указанном случае дроби возводятся в четные степени, поэтому минусы исчезают. В конце выполним сокращение.
.
Ответ.
.
Пример 10. Выполнить действия
.
Решение. В данном примере присутствует деление дробей, вспомним, что при этом первая дробь умножается на вторую, но перевернутую.
.
Ответ.
.
На данном уроке мы рассмотрели возведение дробей в натуральную степень. В дальнейшем умение это делать и осуществлять действия с дробями, изученными ранее, мы будем использовать для преобразования рациональных выражений.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Портал для всей семьи(Источник).
2. Старая школа (Источник).
Домашнее задание
1. №76. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Возвести дроби в степень: а)
, б)
.
3. Возвести дроби в степень: а)
, б)
.
4. Возвести дроби в степень: а)
, б)
.
5. Выполнить действия: а)
, б)
.