Математика
Тема 12: Квадратные уравнения. Профильный уровеньУрок 18: Квадратные уравнения. Повторение теории. Типовые задачи
- Теория
Название темы
Вспомним стандартный вид квадратного уравнения:
, где
. В левой части у нас стоит квадратный трёхчлен.
1.а. Первое, что нам необходимо вспомнить, – это формула корней квадратного уравнения:
, при этом помним, что выражение
и называется дискриминантом квадратного уравнения. Причём если
, то исходное квадратное уравнение имеет 2 различных корня (
);
Если
, то говорим, что уравнение имеет 2 одинаковых корня (
)ж
Если
, то уравнение не имеет действительных корней.
1.б. Если коэффициент
, т. е. является чётным числом, то мы можем пользоваться упрощёнными формулами следующего вида:
.
Повторение теории
2.а. Далее вспомним теорему Виета: Если
– корни квадратного уравнения и его
, то 
2.б. Теорема, обратная к теореме Виета: Если мы не знаем, какого вида имеем уравнение, но знаем, что
и его
, то можем утверждать, что
– корни исходного квадратного уравнения.
3.а. Если в заданном уравнении
, то имеет место разложение трёхчлена (
) на линейные множители
.
3.б. Если
, то
, а квадратный трёхчлен раскладывается в полный квадрат.
Повторение решения типовых задач
Итак, мы с вами повторили основные формулы данной темы и теперь перейдём к повторению решения типовых задач по данной теме.
Задача №1
Решите квадратное уравнение
.
Решение
Сначала необходимо привести данное уравнение к стандартному виду, для этого мы возведём выражение в левой части в квадрат, перенесём все данные из правой части уравнения в левую и приведем подобные слагаемые.
![]()
![]()
![]()
Для дальнейшего решения мы можем просто воспользоваться формулой для нахождения корней квадратного уравнения либо обратной теоремой Виета. Мы воспользуемся обратной теоремой Виета.

Далее простым подбором находим корни заданного уравнения:
![]()
Таким образом, воспользовавшись обратной теоремой Виета, мы нашли корни заданного квадратного уравнения, не используя стандартные формулы. (Совет: даже решая квадратные уравнения с помощью стандартных формул, всегда проверяйте себя через теорему Виета).
Ответ: ![]()
Задача №2
Решите квадратное уравнение
.
Решение
Поскольку второй коэффициент
в нашем случае равен
, то мы можем воспользоваться формулой из п 1.б., которая говорит, что если
, т. е. является чётным числом, то
, т.е. ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача №3
Решите уравнение
с помощью теоремы Виета (не вычисляя
) и найдите
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
Решение
Мы видим, что
, а
, т. е. у данного квадратного уравнения есть два корня, т. е. мы можем использовать теорему Виета:

Далее рассмотрим каждую задачу отдельно:
1. Выделим полный квадрат для первой задачи:
Мы имеем
, т. е. для полного квадрата нам не хватает
, добавим их и получим:
+
, однако поскольку в исходном выражении не было
, то его необходимо также отнять от полученного выражения, т. е.
+
, тогда получаем следующее выражение
.
Мы видим, что сумму и произведение корней мы знаем, благодаря теореме Виета. Подставим эти значения в получившееся выражение:
![]()
Т. е. мы получили, что
.
2. Снова используем метод выделения полного квадрата, т. е. формулу сокращённого умножения «Сумма кубов»
![]()
Поскольку мы знаем, что
, а
, то заменим этими значениями некоторые выражения в нашем примере и получим, что
![]()
Далее мы видим , что у нас осталась
. Из предыдущего примера мы знаем, что
, поэтому подставим все известные значения и запишем ответ:
![]()
Т. е. мы получили, что
.
3. Нам необходимо решить пример
, для этого сначала приведём его к общему знаменателю:
. Мы получили дробь, в которой видим знакомые выражения. Значение числителя (
) нам уже известно из п.2,
. В знаменателе же у нас стоит произведение кубов корней (
, используя свойства степени, мы можем сделать следующее:
. В получившемся выражении мы уже знаем произведение корней, которое равно
по теореме Виета. Теперь осталось только подставить это значение в наше выражение:
. Теперь, зная числитель и знаменатель, совместим их и решим поставленную задачу:
![]()
Ответ:
.
Теперь нам необходимо вспомнить, когда мы можем использовать теорему Виета.
Теорему Виета мы можем использовать во всех случаях, когда функция зависит только от суммы и произведения корней, т. е.
, где
– корни заданной функции. В свою очередь, это условие будет выполняться, если в данной функции
можно поменять местами без изменения вида функции.
Выводы
На данном уроке мы с вами вспомнили все основные формулы по теме «Квадратные уравнения», а также ещё раз решили типовые задачи, связанные с квадратными уравнениями и повторённой теорией.
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Портал Естественных Наук (Источник).
- Интернет-портал Berdov.com (Источник).
- Прикладная математика (Источник).
Домашнее задание
- Решите квадратные уравнения с помощью дискриминанта: а)
; б)
; в)
. - Решите квадратные уравнения с помощью теоремы Виета и обратной ей: а)
; б)
; в)
; - № 503, № 521 Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.