Математика
Тема 17: Окружность и векторы. Профильный уровеньУрок 19: Применение векторов к решению задач (продолжение)
- Теория
Теорема о двух неколлинеарных векторах
В предыдущих уроках мы неоднократно решали следующую задачу: даны два неколлинеарных вектора, через которые в многоугольнике нужно выразить некоторые другие векторы. Выполним обобщение такого типа задач.
Теорема
Заданы векторы
и
. Векторы неколлинеарны. Доказать, что любой третий вектор
однозначно выражается через векторы
и
, то есть найдутся такие числа х и у, что:
.
Если данная теорема будет доказана, то в некотором смысле можно сказать, что, зная два неколлинеарных вектора, мы владеем всеми остальными векторами на плоскости.
Доказательство:
Из точки С, конца вектора
, проведем прямые, параллельные векторам
и
. Получим точки А, В – пересечения построенных прямых с продолжениями векторов. Концы векторов обозначим за F и К соответственно (см. Рис. 1). Воспользуемся правилом треугольника и выразим вектор
:
![]()
Вектор
коллинеарен вектору
, так как они

Рис. 1
принадлежат одной прямой согласно построению. Отсюда найдется такое число х, которое в произведении с вектором
даст вектор
:
. С другой стороны, вектор
равен вектору
по построению, вектор
коллинеарен вектору
, значит, аналогично сказанному ранее,
.
Таким образом,
, то есть вектор
является линейной комбинацией неколлинеарных векторов
и
. Кроме того, нашлась такая пара чисел х и у, с помощью которых любой вектор на плоскости можно выразить через два заданных неколлинеарных вектора.
Докажем, что такая пара единственная. Предположим противное: пусть существует такая пара чисел х1 и у1, что
. Мы предположили, что есть еще одна линейная комбинация тех же двух неколлинеарных векторов для того же третьего вектора. Выполним вычитание полученных выражений:
![]()
Слева в выражении стоит нулевой вектор, справа – линейная комбинация двух неколлинеарных векторов, которые друг через друга не выражаются, таким образом, чтобы выполнялось равенство, коэффициенты при векторах в правой части должны быть нулевыми, то есть
.
Вывод: разложение вектора
по двум неколлинеарным векторам однозначно.
Задача о трапеции
Пример 1 – задача 790: докажите, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, параллелен основаниям и равен их полуразности (см. Рис. 2).
Доказать:
;
(при условии, что AD – большее основание, обозначим его за b, а ВС – меньшее основание, обозначим его за а).

Рис. 2
Доказательство:
Введем вектор
. Выразим его через другие векторы, пользуясь правилом многоугольника. Напомним, что вектор
,
:
![]()
С другой стороны:
![]()
Выполним сложение полученных выражений:
![]()
Векторы
очевидно противоположны, и их сумма составляет нулевой вектор, аналогично и векторы
сокращаются. Получаем:
![]()
Поделим обе части выражения на два:
![]()
Из полученного равенства следует, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, равен полуразности ее оснований. Кроме того, из равенства векторов в правой и левой частях следует, что они коллинеарны между собой, а также коллинеарны векторам
и
, таким образом, отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, параллелен ее основаниям, что и требовалось доказать.
Обратим внимание, что несложно доказывается тот факт, что отрезок MN принадлежит средней линии трапеции, и данным фактом можно пользоваться при решении различных задач (см. Рис. 3). Напомним, что отрезок средней линии ММ1 – средняя линия треугольника
, отсюда
. Аналогично
. Таким образом, можно найти длину отрезка, не пользуясь

Рис. 3
векторами, для этого следует вычесть из длины средней линии трапеции (она равна полусумме оснований) длины только что найденных отрезков:
![]()
Итак, мы рассмотрели применение векторов при решении различных задач, доказали некоторые свойства фигур и решили наиболее распространенные типы задач.
Список литературы
- Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир С.М. Геометрия, 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Задание 1: точки M и N – середины диагоналей АС и BD четырехугольника ABCD. Докажите, что ![]()
2. Задание 2: дан произвольный треугольник
. Докажите, что существует треугольник, стороны которого соответственно параллельны и равны медианам треугольника ![]()
3. Задание 3: докажите, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон произвольного четырехугольника, точкой пересечения делятся пополам.