Математика
Тема 12: Элементы комбинаторики, статистики. Профильный уровеньУрок 3: Решение различных задач по комбинаторике
- Видео
- Тренажер
- Теория
Задача 1
В команде 11 человек. Сколько есть способов выбрать из этой команды капитана и вице-капитана?
Решение
Выбрать капитана – 11 способов, для каждого из них выбрать вице-капитана – 10 способов.
Значит, всего будет 110 способов.
Эту задачу можно было решить с помощью формулы. Мы выбираем двух людей из одинадцати. Порядок нам в данном случае важен, потому что капитан и вице-капитан не могут быть одним и тем же человеком. Поэтому:
По формуле:
Ответ: 110 способов.
Задача 2
В группе по английскому языку учится 11 человек. Учитель выбирает произвольного ученика по журналу и назначает его старостой группы, после чего снова выбирает произвольного ученика и назначает его стирать с доски. Сколько у учителя способов сделать свой выбор?
Решение
Казалось бы, задача такая же и ответ тот же. Но не совсем так! Ведь староста и стиратель с доски могут быть одним и тем же человеком. В этом случае есть 11 вариантов для выбора старосты и 11 вариантов для человека, который будет стирать с доски.
Ответ: 121 способ.
Задача 3
У мастера есть 4 полоски ткани: красная, синяя, зеленая и белая. Мастер хочет сшить трехполосный флаг (полосы – горизонтальные). Сколько у него есть способов это сделать (предполагается, что красный – синий – белый и белый – синий – красный – разные флаги)?
Решение
В качестве первой полоски – 4 варианта. Для каждого из них выбрать вторую полоску – 3 варианта. Третья полоска – 2 варианта.
Итого 24.
Можно было решить задачу и по формуле: у нас есть 4 варианта, из них надо выбрать три, причем порядок выбора важен. Значит, это число размещений из 4 вариантов по 3 местам:
.
Ответ: 24 способа.
Задача 4
Сколько существует трехзначных чисел, которые составлены из четных различных цифр?
Решение
Всего четных цифр 5 – 0, 2, 4, 6, 8.
На первое место 4 варианта (кроме 0). На второе – также 4 (подойдет любая цифра, кроме первой). На третье – уже три (все, кроме первой и второй). Итого:
Ответ: 48 чисел.
Задача 5
Сколько диагоналей у выпуклого двадцатиугольника?
Решение
Напомним: диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины многоугольника.
Рассмотрим произвольную вершину. Сколько диагоналей можно провести из нее?
Очевидно, 17: во все вершины, кроме самой себя и двух соседних. Всего вершин 20, значит, диагоналей будет . Все? Увы, нет.
Заметим, что каждую диагональ мы посчитали два раза! Если рассмотреть диагональ, то мы ее считаем два раза, когда рассматривали каждую из точек. Значит, надо поделить найденное количество на 2. Итого, ответ:
Эту формулу можно обобщить и для произвольного -угольника: .
Ответ: 170 диагоналей.
Заключение
Сегодня мы с вами узнали, как решаются некоторые комбинаторные задачи, мы повторили, что такое размещение. А кроме того, выяснили, что иногда даже очень похожие внешне задачи имеют разные решение и, соответственно, разные ответы, в зависимости от контекста.
Задача повышенной сложности
У Юли есть 4 любимые картины, а у ее мужа Георгия – 5 красивых постеров. Юля и Георгий хотят оформить стену в гостиной, для этого они хотят повесить вдоль стены 2 картины и 2 постера. Сколько способов у них есть это сделать?
Решение
Во-первых, посчитаем количество способов выбрать 2 картины из 4. Так как пока порядок нам не важен, мы просто выбираем 2 объекта, то это вариантов.
Аналогично, выбираем 2 постера – вариантов.
Итого, 60 вариантов выбрать 4 объекта на стену.
Теперь посчитаем, сколько способов расположить их на стене. C этого момента порядок становится важен. Давайте посчитаем, сколько способов есть повесить картины и постеры в нужном нам порядке. А это будет уже просто перестановка из четырех элементов:
Эти 24 варианта есть для каждого из 60 вариантов выбора объектов на стену.
Итого, имеем:
Ответ: 1440 способов.
Список литературы
1. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей 7–9 класс. Изд-во: Учитель, 2010.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Под ред. С.А. Теляковского. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7–9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: 2003.
3. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистика. Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7–9 классов. – М.: Мнемозина, 2002.
4. Ткачев М.В., Федоров М.Е. Алгебра 7–9. Элементы статистики и вероятности. – М.: Просвещение, 2003.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет портал "Я Класс" (Источник)
2. Интернет портал "Математика в школе" (Источник)
3. Интернет портал "Открытый урок" (Источник)
Домашнее задание
1. Сколько различных буквосочетаний можно получить перестановкой карточек со следующими буквами: К, О, Л, О, К, О, Л, Ь, Ч, И, К?
2. Алексей занимается спортом, причем 4 дня в неделю – легкой атлетикой, 2 дня – силовыми упражнениями и 1 день отдыхает. Сколькими способами он может составить себе расписание занятий на неделю?
3. В ящике находится 15 деталей. Сколькими способами можно взять 4 детали?