Математика
Тема 13: Элементы теории тригонометрических функций. Профильный уровеньУрок 8: Функция y=cos t, её свойства и график
- Видео
- Тренажер
- Теория
Определение косинуса
Вспомним определение косинуса:
– любое действительное число, ему соответствует единственная точка на числовой окружности. Как эта точка получается: начало отсчета – точка , дуга откладывается против часовой стрелки, если – положительное число и по часовой стрелке, если отрицательное. Длина дуги равняется модулю числа . Задали произвольное и получили единственную точку , у которой есть единственная пара координат . Первую координату назвали косинусом (), а вторую – синусом () (рис. 1).
В соответствии с данным правилом, мы дали определение двум функциям: и .
Построение графика
Построим график функции из определения по точкам.
0 |
|||||
1 |
0 |
Если мы захотим узнать значение косинуса в иных точках, то используем формулу .
Например:
Получается, зная значения косинуса при и данную формулу, вполне можно узнать значения косинуса для любых значений . Для этого используется симметрия функции косинуса (благодаря ее четности) и периодичность, учитывая, что период у косинуса равен .
Построим график косинуса по точкам (рис. 2):
На отрезке отметим точки, кратные , , как показано на рисунке, это значения аргумента.
Для начала необходимо нарисовать график лишь на отрезке . Так как функция четная, график симметричен относительно оси ординат – получим и график на отрезке . В результате имеем график на отрезке . Так как этот промежуток длиной в период (, то этого достаточно, чтобы впоследствии нарисовать весь график.
Изучим функцию и построим график косинуса, используя график синуса и связь между синусом и косинусом:
Эта формула позволяет, зная график синуса, сдвинуть его на в нужную сторону и получить график косинуса.
Докажем данную формулу.
Произвольному числу соответствует единственная точка , тогда числу будет соответствовать тоже единственная точка . Мы знаем, как получились точки и , причем или длина дуги (рис. 3).
Итак, имеется две точки и . Косинус – это отрезок . Синус – это отрезок . Докажем, что эти отрезки равны.
Исходя из графика, можно сделать вывод, что эти отрезки равны по знаку. Оба отрезка входят в соответствующие треугольники в качестве сторон, значит, нам можно доказать равенство треугольников, чтобы доказать равенство сторон.
Докажем, что дуга равна дуге .
Дуга получается, если отнять от дуги дугу : .
Дуга получается, если отнять от дуги дугу : .
Из этих двух равенств следует, что дуги и равны. А значит, центральный угол равен центральному углу . Получается, что накрест лежащие углы также равны, а значит, . В результате получаем, что по углу и гипотенузе, так как они прямоугольные, и гипотенузы являются радиусами в одной и той же окружности. Из равенства треугольников получаем равенство отрезков , значит, .
Построим теперь график (здесь заменена буква на более привычную ), или, что то же самое, график . Этот график можно построить, если синусоиду сдвинуть влево на . Итак, строится график , сдвигаем каждую точку на влево, получаем кривую (рис. 4).
Свойства функции y=cost
Свойства функции :
1. Областью определения (областью допустимых значений) данной функции является множество всех действительных чисел (). Каждому действительному числу сопоставляется единственное число .
2. Множество значений данной функции – отрезок от минус одного, до одного (). Один из способов получения данного промежутка – это спроецировать график косинуса на ось ординат, тогда мы и получим отрезок . Здесь заключены два утверждения: при задании любого мы получим , который будет лежать в данном диапазоне; задав любое значение из этого отрезка, знаем, что оно достигается хотя бы при одном значении .
3. Функция периодична. Наименьший положительный период . Это означает, что для любого .
4. Четность функции. Это означает, что для всех значений аргумента из области определения: . Также из этого следует, что график функции симметричен относительно оси ординат.
На основании свойств 3 и 4, можно сделать вывод, что функцию достаточно изучить на промежутке , а далее, используя симметрию относительно оси , получить функцию на участке в период () и далее использовать периодичность (рис. 5).
Приведем пример данного метода.
Отрезок , на нем функция убывает от до . В силу четности, симметрично оси отражаем часть графика и получаем график функции на отрезке . На нем функция возрастает от до . В результате мы получили график функции на отрезке длиной в период, этого достаточно, далее используем периодичность и строим график на любом заданном участке.
5. Наибольшее и наименьшее значения функции достигаются в точках и . Причем достигается в точках , – любое целое число, а достигается в точках , – любое целое число.
6. Интервалы монотонности функции: рассмотрим интервал, равный периоду функции. Если аргумент возрастает от до , то функция возрастает от до . Через период это повторяется: если аргумент возрастает от до , то функция возрастает от до и так далее. Значит, функция монотонно возрастает при , где . Аналогично, функция монотонно убывает при , где (рис. 6).
Рассмотренные свойства функции используются в разных задачах, в том числе в задачах с параметрами.
Решение задач
Задача на смысл множества значений функции.
Найти все значения параметра , при каждом из которых уравнение имеет хотя бы одно решение.
Решение
Перепишем функцию следующим образом: .
Построим в одной системе координат графики функций из левой и правой частей уравнения, а именно: и , учитывая, что – это семейство параллельных прямых (рис. 7):
Если или – никакого пересечения нет и уравнение корней не имеет.
Если , то есть лежит в пределах области значений функции, то есть пересечение с хотя бы одним .
Ответ: .
Задача
Найти число корней уравнения с параметром .
Решение
Решить уравнение с параметром – это «перебрать» все значения параметра и для каждого дать ответ.
Построим график функции косинуса, рассекаем его семейством прямых (рис. 8).
Находим точки пересечения, если они есть.
При – уравнение корней не имеет.
При – уравнение имеет бесчисленное множество решений.
Ответ: при – уравнение имеет бесчисленное множество корней.
Выводы
На данном уроке мы рассмотрели функцию , изучили ее свойства и построили график.
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – изд. 5. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
- Можно ли построить график косинуса по основным точкам?
- Охарактеризуйте связь между синусом и косинусом.
- Верно ли равенство ?
- Чем отличается монотонно убывающий участок функции от монотонно возрастающего?
- Имеет ли функция косинуса точки пересечения с функцией синуса? Если да, то выпишите все точки пересечения.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Yaklass.ru (Источник).
- Интернет-портал Mathematics-tests.com (Источник).
- Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).