Математика
Тема 9: Системы уравнений. Профильный уровеньУрок 10: Системы уравнений в задачах на движение
- Видео
- Тренажер
- Теория
Решение простейшей задачи
Задача 1.
Расстояние между двумя пунктами по реке составляет 14 км. Лодка проходит этот путь по течению за 2 часа, против течения – за 2 часа 48 минут. Найдите скорость лодки в стоячей воде и скорость течения реки.
Решение:
Вспомним уравнение прямолинейного равномерного движения:
S – расстояние,
V – скорость,
T – время.
Переведем 2 часа 48 минут в часы, это составит
Пусть x км/ч – скорость лодки в стоячей воде, y км/ч – скорость течения реки. Составим математическую модель.
Если лодка движется по течению, то она имеет скорость км/ч и пройдет 14 км за время Если лодка движется против течения, она идет со скоростью км/ч и пройдет 14 км за время .
Мы получили математическую модель. То же самое можно получить с помощью таблицы.
|
S |
V |
T |
По течению |
14 |
|
|
Против течения |
14 |
Решим полученную систему.
Ответ: 6 км/ч; 1 км/ч.
Решение опорных задач
Перед тем как приступить к более сложным задачам, решим две опорные задачи на движение.
1. Первая опорная задача (сближение).
Из пунктов А и В одновременно выехали навстречу друг другу два поезда.
Дано:
x, y – скорости поездов, км/ч.
Найти: Время t до их встречи, и расстояния пройденные до момента их встречи каждым из поездов.
Решение:
Найдем скорость сближения:
Найдем время t до встречи:
Найдем искомые расстояния:
Ответ:
2. Вторая опорная задача.
Первый турист вышел из пункта А. Одновременно второй турист вышел из пункта В. Оба двигаются в направлении луча АВ. Первый догнал второго в пункте С.
Дано:
x, y – скорости первого и второго туристов, км/ч.
Найти: Время t до встречи туристов, расстояния пройденные первым и вторым туристами до встречи.
Решение:
Найдем скорость сближения:
Найдем время t до встречи:
Найдем искомые расстояния:
Ответ:
Решение задач
Задача 2.
Из двух городов, расстояние между которыми 700 км, одновременно навстречу друг другу отправляются два поезда, и встречаются через 5 часов. Если второй поезд отправится на 7 часов раньше первого, то они встретятся через два часа после отправления первого поезда. Найти скорость каждого поезда.
Решение:
Пусть x км/ч, y км/ч – скорости первого и второго поездов.
S – расстояние между городами.
Рассмотрим вначале первый случай. Легко увидеть, что это задача на сближение, т.е. мы сможем пользоваться данными, полученными в первой опорной задаче.
700 км оба поезда пройдут за 5 часов со скоростью сближения
Второй случай: те же условия, но первый поезд начал движение через 7 часов после второго. За 7 часов второй поезд прошел км, осталось км, и только тогда начинает движение первый поезд. Начинается сближение. Поездам нужно пройти км с общей скоростью и они встретятся через 2 часа, т.е.
Мы получили математическую модель.
Упростим полученные уравнения.
Ответ: 80 км/ч, 60 км/ч.
Задача 3.
Пристани В и С находятся ниже пристани А по течению реки соответственно на 30 км и 45 км. Моторная лодка отходит от пристани А, доходит до С, сразу поворачивает назад и приходит в В, затратив на весь путь 4 часа 40 минут. В другой раз эта же лодка отошла от пристани, дошла до А, сразу повернула назад и пришла в В, затратив на весь путь 7 часов. Чему равна собственная скорость лодки и скорость течения реки?
Решение:
Пусть x км/ч – собственная скорость лодки, y км/ч – скорость течения реки.
Время движения переведем в часы, 4 часа 40 минут =
Опишем первый рейс:
Из А в С лодка шла 45 км по течению со скоростью км/ч, время в пути составило ч.
Из С в В лодка шла 15 км против течения, т.е. ч. Суммарное время в пути составило ч, т.е.
Опишем второй рейс:
Из С в А лодка шла 45 км против течения, т.е. была в пути ч. Из А в В шла 30 км по течению, т.е. была в пути ч. Общее время в пути составило 7 ч, т.е.
Решаем полученную систему:
Произведем замену переменных:
Переходим к старым переменным:
Ответ: 12 км/ч, 3 км/ч.
Заключение
Мы рассмотрели текстовые задачи на движение, составили для них математические модели и решили полученные системы. На следующем уроке будут рассматриваться задачи на работу.
Список литературы
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
- Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
- Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
- Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
- Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Домашнее задание
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 159, 160, 178 – 180.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Раздел College.ru по математике (Источник).
- Интернет-проект «Задачи» (Источник).
- Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).