ОБЖ

Тема 1: Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

Урок 1: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

 

На уроке поговорим о том, что делать, если оказался один в лесу, море, горах один на один с природой.

 

 

Порядок действий в вынужденной автономии

 

 

Современный человек, особенно городской житель, оказавшись один в лесу (рис.1), горах и т.п. из-за своей неприспособленности, находится в большой опасности и его главная задача выжить.

 

Рис.1 Лес (Источник)

Положительный исход такой экстремальной ситуации зависит от ряда причин:

-физического и психологического состояния,

-запасов пищи и воды,

-эффективности снаряжения.

Выживание зависит также от состояния здоровья, от предметов, которые можно полезно использовать в условиях, которых оказался, от климатической зоны.

Нужно не паниковать, определить свои возможности, разработать план своего спасения и следовать ему, четко решить ждать спасения или действовать самому.

Действия, которые нужно предпринять:

1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий (рис.2).

Рис.2 Пример укрытия

2. Установить норму расхода воды по времени, оставить неприкосновенный запас на крайний случай, найти источники воды (рис.3).

Рис.3 Ручей (Источник)

3. Если есть пища с собой, определить норму съедания по отрезкам времени, постараться найти еду, которая может находиться вокруг (рис.4).

Рис.4 Ягоды (Источник)

Если принято решение спасться самостоятельно, нужно определить свое положение, чтобы выбрать направление движения, сориентироваться на местности. Можно использовать компас (если в наличии), днем по солнцу, ночью по звездам (полярной звезде), по природным признакам (склонам муравейника, кронам деревьев, мху) или по часам (часы должны быть со стрелками).

 

Определение стороны света по часам

 

 

-расположить часы горизонтально, повернуть их так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце (рис.5)

 

Рис.5 Пример расположения часов относительно солнца

-провести мысленно линию через центр циферблата в направлении 1 (рис.6) (если летнее время 2)

Рис.6 Линия на 2

-Образовался угол между часовой стрелкой, направленной на солнце и воображаемой линией на 2 (1) (рис.7)

Рис.7 Угол между часовой стрелкой и воображаемой линией

-биссектриса угла (делит образованный угол пополам) показывает направление север-юг (рис.8)

Рис.8 Направление север-юг по воображаемой биссектрисе

Если положение определяется до 12 часов дня, юг находится справа от цифры 1 (2) (рис.9)

Рис.9 До 12 часов дня

Если положение определяется после 12 часов дня, юг находится слева от цифры 1 (2) (рис.10)

Рис.10 После 12 часов дня

Если нет возможности определить свое положение, то нужно искать реку (обращать внимание на шум, уклон рельефа). Населенные пункты строятся на берегах рек, если идти вниз по течению, она выведет к людям.

 

Подготовка к путешествию

 

 

При сборе в туристический поход, нельзя исключать возникновение экстремальных ситуаций в путешествии, необходимо подготовится к ним, взять все для этого необходимое. Желательно иметь с собой устройства для подачи световых сигналов туристические ракетницы (рис.11), фонарики (рис. 12).

 

Рис.11 Зависший в воздухе сигнал от ракетницы на высоте 60 м

Рис.12 Сигналы фонариком

При отсутствии световых устройств разводить дымовые костры днем с помощью накрывания пламени сырыми листьями (рис.13), ночью огненный костер (рис.14)

Рис.13 Дымовой костер

Рис.14 Огненный костер

 

Заключение

 

 

Выживание зависит от воли человека, его стремления выбраться из экстремальной ситуации, сохранения хладнокровия, разумного распределения сил и ресурсов.

 

 

Домашнее задание:

  1. Расскажите, что нужно сделать в первую очередь, если оказался в вынужденной автономии в природе.
  2. С помощью чего можно определить стороны света находясь в лесу или горах?
  3. Что нужно искать, если не смог определить свое местоположение?

 

Список рекомендованной литературы:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс ФГОС Авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. Издательство: АСТ Год: 2013
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс Латчук В.Н., Вангородский С.Н. и др. 14-е изд., стер. - М.: 2013. - 320 с.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О. 5-е изд., перераб. - М.: 2013. - 359 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы Авторы: Смирнов А.Т. и др. М.: 2010. - 159 с.

 

Рекомендованные интернет ресурсы:

  1. Интернет-портал «ОБЖ.рф» (Источник)
  2. Интернет-портал «i-survive.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «vyzhiv.narod.ru» (Источник)

 

Видеоурок: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе по предмету ОБЖ за 10 класс.