ОГЭ Русский язык
Тема 1: Синтаксис и пунктуацияУрок 10: Прямая речь и цитирование
- Видео
- Тренажер
- Теория
Прямая речь и цитирование
,,Успех — это умение двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма”
(У. Черчилль).
Если мы видим перед собой выражение, которое заключено в кавычки, то это цитата — дословная передача чьих-то слов. В приведённом примере мудрое высказывание принадлежит Уинстону Черчиллю, его слова мы можем передать либо в прямой, либо в косвенной речи.
Прямая речь — способ передачи чьих-то слов, при котором мы вводим цитату в авторскую речь дословно. Чтобы избежать ошибок, всегда используйте метод схем.
Если слова автора (А) предшествуют прямой речи (П), то перед кавычками ставим двоеточие: А: ,,П”.
Например: Мой брат сказал однажды мне: ,,Если не получается, то брось это дело”. Обратите внимание, что точка ставится в этом случае после кавычек.
Если же цитата завершается восклицанием или перед нами вопрос, то знак препинания будет внутри цитаты: А: ,,П?” - Подруга немного помолчала и спросила: “Ты уверена, что это верное решение?”
Слова автора могут быть и в завершающей части предложения, в этом случае, они будут писаться со строчной буквы, а мы должны поставить после прямой речи запятую и тире: ,,П”, - а. ,,В пять в парке, не опаздывай”, - услышал я в трубке низкий голос. Запятая исчезнет, если внутри цитаты будет восклицание или вопрос: ,,П!” - а. ,,Стой!” - пронзительный крик заставил меня обернуться.
Более сложным случаем оформления прямой речи будет ситуация, когда наша задача - в одно предложение заключить больше, чем одну цитату. Слова автора остаются запертыми между двумя фрагментами одной цитаты или даже между двумя отдельными высказываниями. Здесь возможно несколько вариантов развития событий: будьте внимательны!
Начнём с того, что соединим в одно предложение два отдельных, уже разобранных нами: в одном из них прямая речь будет стоять перед словами автора: ,,В пять в парке, не опаздывай”, - услышал я в трубке низкий голос., а во втором - после: Подруга немного помолчала и спросила: “Ты уверена, что это верное решение?” Попробуем их соединить: ,,П, - а и а: - П?” ,,В пять в парке, не опаздывай”, — услышал я в трубке низкий голос и подруга, немного помолчав, спросила: — “Ты уверена, что это верное решение?” Нам важно понимать, что в данном случае мы взяли две отдельных прямых речи и составили их вместе, теперь вам должно быть точно ясно, откуда взялись все знаки препинания, которые вы здесь видите.
,,Мы не можем позволить себе такое дорогое платье, - заметил молодой человек, - давай ты выберешь другое?” - ,,П, - а, - п?” Обратите внимание на то, что в данном примере мы видим одно предложение, между частями которого расположились слова автора: их мы пишем со строчной буквы и отделяем запятой и тире от второй части предложения. Кавычки ставим в начале и конце предложения, ни в коем случае, не дублируем их в середине — это грубейшая пунктуационная ошибка!
,,Утром у меня будет время, - говорил Кирилл уверенно. - Я успею зайти в химчистку перед тем, как поеду на работу”. Перед нами два отдельных предложения, которые заключены в одно высказывание, предаваемое нами в прямой речи. Слова автора пишем со строчной буквы, а перед ними ставим запятую и тире. На словах автора первая часть прямой речи закончена. Ставим точку и новое предложение после тире уже будет с заглавной буквы.
Бывает и так, что для нас важно передать содержание сказанного, но дословно мы цитату не знаем, тогда на помощь приходит такой способ передачи чужих слов, как косвенная речь, при котором наша задача сохранить основную мысль цитаты в виде сложноподчинённого предложения. Помните, как звучало высказывание, которое мы цитировали в начале урока и кому оно принадлежало? Уинстон Черчилль говорил, что успех — это умение двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма. Содержание цитаты передано в придаточной части сложноподчинённого предложения, в кавычки нам его заключать нет необходимости.
Пришло время потренироваться. Итак, в каких вариантах нет ошибки в оформлении чужой речи?
- Отец крикнул: ,, Славик, подойди!” (верно)
- Мария спросила, что ,,как ты думаешь, я хочу с тобой говорить?” (грубая ошибка - смешение прямой и косвенной речи! Трансформируем в прямую речь: убираем “что”, после “спросила” - двоеточие и в кавычках предложение с большой буквы)
- Он спросил меня, который час. (спросил о чём? Который час - СПП, всё верно)
- ,,Вы сделали что-то не так?” - Майя устало посмотрела на собеседника, - ,,что случилось?" (лишние кавычки перед и после слов автора)