ОГЭ Русский язык
Тема 3: Сочинение. Изложение. Говорение. Анализ текстаУрок 6: Изложение
- Видео
- Тренажер
- Теория
Изложение
Цель нашего урока - познакомиться с форматом задания 1 ОГЭ (Изложение) и критериями его оценки. Нам нужно понять, чего от нас хотят эксперты. Знание требований поможет вам оценить качество собственной работы и не допустить обидные ошибки.
Изложение — это самое первое задание экзамена, текст вы услышите два раза. Всё, что вы услышали при прослушивании - заносите в черновик. Работать с черновиком очень важно, так как важно помнить, что от вас в задании требуется передать не только содержание микротем текста, но и продемонстрировать ваше умение:
- сжимать информацию,
- делать текст логичным и стройным по композиции.
Кроме того, не забывайте, что есть и критерии оценки грамотности, которые используются для проверки сочинения и изложения и можно потерять целых 10 баллов:
ГК1 - орфография (2 балла)
ГК2- пунктуация (2 балла)
ГК3 – грамматика (2 балла)
ГК4 – речевые ошибки (2 балла)
ФК1 – фактическая точность – полное соответствие тексту (2 балла)
А значит, просто необходимо проверить свою работу на орфографические, пунктуационные, грамматические, языковые и фактические ошибки, чтобы не потерять драгоценные баллы. Понятно, что исправлять ошибки будет проще на черновике, чем в чистовике. Тщательно проверяйте свою работу, прежде чем переносить в бланк ответов.
На экзамене включат запись и нашей задачей будет прослушать текст. Но мы не можем просто так сидеть и слушать, нам необходимо будет заниматься несколькими важными делами одновременно: фиксацией прослушанного, осмыслением текста, делением его на абзацы. Чтобы это было эффективно, давайте познакомимся с первейшим и наиважнейшим методом написания изложения – выделением ключевых слов. Ключевые слова – ваши главные помощники в процессе формулировки микротем текста. Подсказкой в этом могут служить грамматическая основа предложения, начальные и конечные предложения абзаца. Ключевые слова - основа, на которой строится текст.
Пример: Каждый год выпускники средней и старшей школы России сталкиваются с безумно сложной, тяжелой, просто невыносимой для них задачей – Государственная Итоговая Аттестация. Они, уставшие и переживающие, готовятся годами, месяцами, неделями, не поднимая головы. Впрочем, этот процесс может быть упрощен и облегчен, и, к счастью, мы знаем как! Благодаря прогрессу сейчас можно готовиться с ОГЭ и ЕГЭ даже дома, в автобусе, в метро, на переменах - где угодно и когда угодно. Секрет состоит в использовании нашего уникального, потрясающего, удобного мобильного приложения.
Итак, мы послушали текст в первый раз – выписали некие «ключевые слова», которые должны помочь нам составить связный текст, чтобы не отклониться от темы текста, его можно озаглавить. Нельзя просто выписывать все подряд или не обозначать тему – есть большой шанс, что вы пропустите важные идеи и потеряете балл. Естественно, что при первом прослушивании вам будет сложно сориентироваться и сразу выписать только все важное. Поэтому вы можете выписывать все, что услышали, но старайтесь при этом сразу составить в голове картину текста и какими-то специальными пометками (подчеркивание, более сильный нажим на ручку) выделить потенциальные ключевые слова и фразы. Делать это можно как во время первого прослушивания, так и в перерыве между прослушиваниями (2 – 3 минуты).
Далее перед нами стоит задача: объединить наши ключевые слова в группы, микротемы – это «маленькие темы» внутри большой. То есть основная мысль детализируется, и автор более конкретно выражает свою идею. Так как каждая микротема – это отдельная мысль, то они как-то должны отделяться друг от друга. Посмотрев на текст, мы узнаем, что автор переходит к следующей идее с помощью абзацного деления. А в тексте аудио, как правило, между двумя микротемами диктор делает чуть более длинную паузу, чем между словами и предложениями.
Первый критерий оценки подскажет нам, сколько будет микротем в нашем тексте: критерий под кодировкой ИК1 (2 балла) оценивает то, насколько полно вы передали основное содержание текста. Если вы не упустили ни одной из 3 главных мыслей текста и точно передали его основное содержание, то вы получаете полные 2 балла по этому критерию. Таким образом, в нашем тексте - три микротемы, три абзаца, и мы это знаем заранее.
Во время второго прослушивания постарайтесь заполнить пробелы в своих записях и точно разделить текст.
Теперь нам осталось сократить и пересказать каждый абзац (ИК 2 – 3 балла). Сделать это мы можем тремя способами:
- Исключение - метод сжатия текста, при котором мы оставляем только главное.
- Обобщение - метод сжатия текста, при котором мы находим общее целое для частей.
- Упрощение - метод сжатия текста, при котором сложные конструкции превращаем в простые или убираем их совсем.
Следим за логикой изложения и абзацным членением (делим черновик на 3 части), чтобы получить максимальный балл за критерий 3 оценки изложения (ИК 3 – 2 балла).
Теперь мы знаем все о базовых критериях оценивания и знаем, как получить полные 7 баллов за это задание, но есть еще две важные вещи, о которых вам необходимо помнить при написании изложения.
Во-первых, это объем изложения. Согласно требованиям задания, он должен быть не менее 70 слов, в подсчет идут и самостоятельные, и служебные части речи. Старайтесь при этом не растягивать текст и не писать больше 90-100 слов – можно потерять баллы за ИК-2 за недостаточную краткость. Недостаток слов тоже может сыграть с вами плохую шутку. Если в сумме в сочинении и изложении у вас от 70 до 139 слов, то критериям грамотности ( ГК1-ГК4), о которых мы сейчас поговорим, вы теряете сразу 4 балла. А если в обоих текстах суммарно менее 70 слов, то эксперт автоматически поставит за эти критерии 0.
Алгоритм написания изложения:
Первое прослушивание:
- Слушаем и выписываем все, что можем, выделяя «ключевые слова» (слова, связанные с темой текста), подбираем заголовок.
- Выделяем микротемы (основные идеи отдельных абзацев)
Микротемы связаны с общей темой текста (3 микротемы)
Второе прослушивание:
- Дописываем ключевые слова
- Точнее формулируем микротемы
- Начинаем составлять связный текст
→ Сокращаем и пересказываем каждый абзац
→ Следим за логикой изложения и абзацным членением (делим черновик на 3 части)
Внимание:
- Объем – не менее 70 слов.
- Проверяем изложение на грамотность и фактическую точность