Русский язык
Тема 5: Повторение изученногоУрок 1: Знаки препинания между однородными членами (в том числе при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами) (полный урок)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Однородные члены предложения
Рассмотрим предложения:
Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо.
Всё слилось, всё смешалось.
Рис. 1 / Иллюстратор Зотова Е. М.
В чём заключается отличие этих двух предложений?
В первом предложении мы используем характеристики одного рода для описания явления (определительное местоимение «всё» характеризуется с помощью перечисления) – однородные члены.
Что конкретно смешалось? Земля, воздух, небо.
Что же такое однородные члены предложения?
Книги следует читать неторопливо и бережно.
Есть ли в данном предложении слова, которые отвечают на один вопрос? (как?)
Они подчёркиваются одинаково (волнистой чертой – функция определения) и относятся к одному слову (глаголу «следует читать»).
Рис. 2 / Иллюстратор Зотова Е. М.
Такие слова принято называть однородными.
Рис. 3 / Иллюстратор Зотова Е. М.
Например:
Яркий, ослепительный луч блеснул за окном. (Однородные определения относятся к подлежащему «луч».)
Однородными могут быть и главные члены предложения, и второстепенные.
Зачастую мы принимаем за однородные члены предложения неоднородные, возникает путаница и в запятых. Поэтому стоит обратить внимание на те слова, которые похожи на однородные члены, но ими не являются:
1. А вдалеке мы видели, как они всё бегут, бегут. Слова, которые повторяются, не являются однородными, они лишь подчеркивают длительность действия, его повторяемость, множество. Такие сочетания являются едиными членами предложения.
Рис. 4 / Иллюстратор Зотова Е. М.
2. Плакать так плакать, выступать так выступать, трудиться так трудиться, пиши не пиши. Повторяющиеся формы, соединённые частицей не, так.
Рис. 5 / Иллюстратор Зотова Е. М.
3. Взяла и сказала, пошла да и сделала. Соединение двух глаголов, один из которых по смысловой нагрузке неполный, а второй помогает передать информацию.
Рис. 6 / Иллюстратор Зотова Е. М.
4. Ни за что ни про что, ни то ни сё, ни сном ни духом, и смех и грех, ни прибавить ни убавить и другие. Устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится.
Рис. 7 / Иллюстратор Зотова Е. М.
Знаки препинания между однородными членами
Итак, запятая между однородными членами ставится в следующих случаях:
- Если однородные члены связаны бессоюзной связью, то есть между однородными членами НЕТ союза.
Рис. 8 / Иллюстратор Зотова Е. М.
- Если однородные члены связаны противительными союзами (но, а, да = но, зато, хотя).
Рис. 9 / Иллюстратор Зотова Е. М.
- Между парными однородными членами предложения, которые соединены с помощью двойных (парных) союзов: как – так и, не столько (не столь) – сколько (сколь), столько же (столь же) – сколько (сколь), не только – но и, если не – то, хоть (хотя) – но (а), и тому подобными.
Рис. 10 / Иллюстратор Зотова Е. М.
Отличительной особенностью двойных, или парных, союзов является то, что первая часть союза находится перед знаком препинания в простом или сложном предложении, а вторая часть – после него.
Рис. 11 / Иллюстратор Зотова Е. М.
- Между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов: и ... и, да ... да, то ... то, ли ... ли, или ... или, и тому подобными.
Рис. 12 / Иллюстратор Зотова Е. М.
Название этих союзов говорит само за себя. Это обычные простые союзы, употреблённые не один раз, а несколько.
- Между парными группами, на которые могут распадаться однородные члены предложения (внутри таких пар запятые не ставятся), например:
Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (В. Белинский).
В этом предложении союз «и» не повторяется, а соединяет пары однородных членов.
Рис. 13 / Иллюстратор Зотова Е. М.
Итак, зафиксируем все случаи, когда не ставится запятая между однородными членами предложения.
- Если между однородными членами соединительный союз И/ИЛИ. Однако важно помнить, что это правило действует только в тех случаях, когда союз в предложении один:
Пример: В корзине лежали зелёные, жёлтые и красные яблоки.
Весной страшным бедствием для зайцев, лис или барсуков является половодье.
В этих предложениях три однородных члена. Между прилагательными располагается союз И/ИЛИ. В этом месте запятую ставить НЕ НУЖНО.
- Если однородные члены представлены фразеологическими оборотами с повторяющимися союзами (ни свет ни заря, ни то ни сё, и нашим и вашим).
Пример: Ни конца ни края этому поведению.
Она была ни то ни сё: имела заурядные способности как в русском языке, так и в математике.
Практика
Попробуем разобрать несколько предложений с однородными членами:
- У каждого свой взгляд, и глаз, и мнение имеется.
Употребление запятых обязательно при употреблении трёх и более однородных членов при повторяющихся союзах.
НО! СРАВНИТЕ
- Мать усмехнулась, и радость и печаль задрожали на её губах.
Необходима ли постановка запятой в этом предложении?
Объяснение:
Перед первым И ставится запятая, потому что это сложное предложение, а второе И – одиночный союз, соединяющий однородные члены.
Рис. 14 / Иллюстратор Зотова Е. М.
- Его хладнокровие являлось не только отражением воспринимаемой действительности, но и защитной реакцией организма.
Объяснение: при необходимости связать однородные члены парными (двойными) союзами не только… но и, следует поставить запятую только перед второй частью союза.
Руки всегда были заняты штопкой, вязаньем, глаженьем.
Объяснение: между однородными членами НЕТ союза.
Рис. 15 / Иллюстратор Зотова Е. М.
Использование однородных членов предложения в речи современного человека невозможно переоценить. Они служат для того, чтобы сделать нашу речь образной и яркой. Применяя их, можно продемонстрировать свою языковую грамотность, верно и точно излагать свои мысли.
Список литературы
- Власенков А. И. Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016.
- Русский язык и литература. Русский язык [Текст]: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровень: в 2 ч. / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 4-е изд. – Москва: Русское слово, 2017.
- Современный русский язык / под ред. Розенталя Д. Э. – 8 изд., М., 2015.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «gramota.ru» (Источник)
- Интернет-портал «therules.ru» (Источник)
- Интернет-портал «gramma.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Сделать опорный конспект урока.
- Расставить знаки препинания в предложениях.
- Успехи мои были медленны но благонадёжны. (А. С. Пушкин)
- Для родины своей ни сил ни жизни не жалей. (Пословица)
- И весело и величаво поднимается могучее светило. (И. С. Тургенев)
- Хоть опоздать да от людей не отстать. (Пословица)
- Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром. (А. С. Пушкин)
- У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах. (И. А. Гончаров)