Русский язык

Тема 2: Грамматика

Урок 9: Грамматика. Правописание корней. Урок 2

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Чередование гласных в корнях слов в русском языке — системное явление. Их важно знать наизусть.


-мок-/-мак-


Если в словах с корнями -мок-/-мак- присутствует значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то нужно писать о. Вымок под дождем.

Если в словах с корнями -мок-/-мак- присутствует значение: «погружать в жидкость», то нужно писать а. Макать.


-кос-/-кас-


Если после корня есть суффикс -А-, нужно писать в корне а. Например: касаться, касание.

Если суффикса -А- нет, то нужно писать о. Например: коснуться, прикосновение.


-рос-/-раст-/-ращ-, -лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-

В данном случае всё зависит от согласных в корне.

Если есть буква С, то нужно писать о. Например: росла.

Если есть согласные ст или щ, то пишется а. Например: расти, выращенный.


Если есть буква Ж, то нужно писать о. Например: сложение.

Если есть буква Г, то нужно писать а. Например: слагаемое.

Если есть буква Ч, то нужно писать о. Например: выскочка.

Если есть буква К, то нужно писать а. Например: скакалка.


Важно запомнить исключения: росток, отрасль, подростковый, вырост, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.


Исключениями является слово скачок, формы глагола скакать и его производны: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и другие его варианты.


Нельзя путать производные от глаголов скакать и глаголов на основу -скочи(ть):

Например:

1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать;

2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить.

Проскакать на коне — проскочить мимо.


-бер-/-бир-, -пер-/-пир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -тер-/-тир-, -дер-/-дир-, -чет-/-чит-, -блест-/-блист-, -стел-/-стил-



Если после корня есть суффикс -А-, нужно писать в корне и. Например: убирать, блистать.

Если суффикса -А- нет, то нужно писать е. Например: берёт, блестеть.

Исключение: сочетание, сочетать.


-а-(-я-)/-им-, -а-(-я-)/-ин-


Если после корня есть суффикс -А-, нужно писать в корне им и ин. Например: пожимать, понимать.


-ровн-/-равн-


Если в словах с такими корнями есть значение «ровный, гладкий», то нужно писать пиши о. Например: выровнять дорогу, заровнять ямки.

Если в словах с такими корнями корнями есть значение «равенство», то нужно писать а. Например: уравнять в правах, равносторонний.


-гор-/-гар-, -твор-/-твар-, -клон-/-клан-


В словах с такими корнями без ударения пишется о. Например: гори´т, клони´лся, твори´ть.

Под ударением, пишется та гласная, которая слышится. Например: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь.

Исключение: при´гарь, утварь.


-зор-/-зар-


В словах с такими корнями без ударения пишется а. Например: заря´, зарни´цы.

Без ударения, пишется та гласная, которая слышится. Например: зо´ри. Исключение: зорева´ть.


-плов-/-плав-


В словах с такими корнями без ударения пишется а. Например: поплаво´к.

Без ударения, пишется та гласная, которая слышится. Например: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´.