Русский язык
Тема 2: ГрамматикаУрок 9: Грамматика. Правописание корней. Урок 2
- Видео
- Тренажер
- Теория
Чередование гласных в корнях слов в русском языке — системное явление. Их важно знать наизусть.
-мок-/-мак-
Если в словах с корнями -мок-/-мак- присутствует значение:
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то нужно писать о. Вымок под дождем.
Если в словах с корнями -мок-/-мак- присутствует значение: «погружать в жидкость», то нужно писать а. Макать.
-кос-/-кас-
Если после корня есть суффикс -А-, нужно писать в корне а. Например: касаться, касание.
Если суффикса -А- нет, то нужно писать о. Например: коснуться, прикосновение.
-рос-/-раст-/-ращ-, -лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-
В данном случае всё зависит от согласных в корне.
Если есть буква С, то нужно писать о. Например: росла.
Если есть согласные ст или щ, то пишется а. Например: расти, выращенный.
Если есть буква Ж, то нужно писать о. Например: сложение.
Если есть буква Г, то нужно писать а. Например: слагаемое.
Если есть буква Ч, то нужно писать о. Например: выскочка.
Если есть буква К, то нужно писать а. Например: скакалка.
Важно запомнить исключения: росток, отрасль, подростковый, вырост, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
Исключениями является слово скачок, формы глагола скакать и его производны: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и другие его варианты.
Нельзя путать производные от глаголов скакать и глаголов на основу -скочи(ть):
Например:
1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать;
2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить.
Проскакать на коне — проскочить мимо.
-бер-/-бир-, -пер-/-пир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -тер-/-тир-, -дер-/-дир-, -чет-/-чит-, -блест-/-блист-, -стел-/-стил-
Если после корня есть суффикс -А-, нужно писать в корне и. Например: убирать, блистать.
Если суффикса -А- нет, то нужно писать е. Например: берёт, блестеть.
Исключение: сочетание, сочетать.
-а-(-я-)/-им-, -а-(-я-)/-ин-
Если после корня есть суффикс -А-, нужно писать в корне им и ин. Например: пожимать, понимать.
-ровн-/-равн-
Если в словах с такими корнями есть значение «ровный, гладкий», то нужно писать пиши о. Например: выровнять дорогу, заровнять ямки.
Если в словах с такими корнями корнями есть значение «равенство», то нужно писать а. Например: уравнять в правах, равносторонний.
-гор-/-гар-, -твор-/-твар-, -клон-/-клан-
В словах с такими корнями без ударения пишется о. Например: гори´т, клони´лся, твори´ть.
Под ударением, пишется та гласная, которая слышится. Например: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь.
Исключение: при´гарь, утварь.
-зор-/-зар-
В словах с такими корнями без ударения пишется а. Например: заря´, зарни´цы.
Без ударения, пишется та гласная, которая слышится. Например: зо´ри. Исключение: зорева´ть.
-плов-/-плав-
В словах с такими корнями без ударения пишется а. Например: поплаво´к.
Без ударения, пишется та гласная, которая слышится. Например: пла´вать, пла´вание, заплы´в.
Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´.