Русский язык

Тема 10: Дополнительно: морфемика, орфография

Урок 12: Морфемный и словообразовательный разбор слова

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

 

Морфемный и словообразовательный разбор слова – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова, целью которых является определение состава (или структуры) слова и способа образования слова.

 

Условно обозначается цифрой², справа вверху над словом (рис. 1).

Рис. 1. Пример условного обозначения

Такой вид разбора формирует орфографические навыки.

Возьмем два слова (рис. 2).

Рис. 2. Слова

Написание согласных в этих словах зависит от того, к какой морфеме относится буква к в производящемсуществительном (рис. 3): в слове доска буква к принадлежит корню, прилагательном дощатый перед суффиксом -ат- пишем щ (рис. 3), в слове брусок буква к принадлежит суффиксу, в прилагательном брусчатый пишем букву ч (рис. 4).

Рис. 3. Пример слова

Рис. 4. Пример слова

Следует помнить, что разбор слова по составу необходимо производить в соответствии с нормами современного русского языка. Слова богатый и полосатый когда-то имели сходное строение: были образованы с помощью суффикса -ат- от соответствующих существительных бог и полоса. В современном языке слово богатый не объясняется существительным бог, суффикс -ат- потерял свое значение, выделяем только корень богат (рис. 5). А слово полосатый сохранило свое строение, корень полос, суффикс -ат- (рис. 6).

Рис. 5. Пример Рис. 6. Пример

 

План морфемного разбора

 

 

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно предоставлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. Посмотреть, какое значение выражает окончание, и указать это.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если есть); подобрать слова с такими же приставками, суффиксами и т. д., но с другим корнем.

 

Всегда можно выделить основу разбираемой формы, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

Не путать слова с нулевым окончанием и слова, у которых окончания нет!

Нулевое окончание противопоставляется окончанию, материально выраженному (рис. 7).

Рис. 7. Пример

Мягкий знак, стоящий в конце слов, не является окончанием.

 

План словообразовательного разбора

 

 

  1. Слово поставить в начальную форму. Указываем основу слова и определяем, является ли оно производным.
  2. Если слово производное, подбираем словообразовательную пару (слово, от которого образовано разбираемое слово).
  3. Указываем основу в производящем слове.
  4. Указываем словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  5. Указываем способ образования разбираемого слова.

 

 

Обратите внимание!

 

 

При морфемном разборе анализируется форма слова, которая представлена в тексте.

 

При словообразовательном разборе разбираемое слово ставим в начальную форму.

Для определения, является ли слово производным (т. е. образовалось ли оно от другого слова), необходимо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме).

Если основа начальной формы состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения составят слова, образованные путем:

  • нулевой суффиксации;
  • перехода из одной части речи в другую.

Если основа разбираемого слова состоит из корня или приставки и суффикса, такое слово обычно является производным, т. е. образовано от другого слова. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

Сложное слово всегда производное.

 

Тренировочные упражнения

 

 

Задание 1 (рис. 8).

 

Рис. 8. Пример

Разберем слово голову

Морфемный разбор:

Выписываем слово в форме, в которой оно представлено в предложении.

  1. голов-у (имя существительное).
  2. Изменяемая часть речи. Окончание – у. Выражает значение ж. р., ед. ч., В. п. Сравните: голов-а, голов-ой.
  3. Основа формы – голов-.
  4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов-н-ой, голов-аст-ый.
  5. Приставок и суффиксов в этой форме нет.

Словообразовательный разбор:

  1. Начальная форма – голова.
  2. Основа слова – голов-.

Основа непроизводная (состоит из одного корня).

Задание 2 (рис. 9)

Рис. 9. Пример

Разберем слово влюблена.

Морфемный разбор:

Выписываем слово в форме, в которой оно представлено в предложении.

  1. в-любл-ен-а
  2. Изменяемая часть речи. Окончание – а. Выражает значение ед. ч., ж. р. Сравните: в-люб-ен, в-любл-ен-ы.
  3. Основа формы – в-любл-ен-.
  4. Корень – любл-. Однокоренные слова: люб-овь, люб-им-ый (чередование б/бл)
  5. в- – приставка. Как в словах: в-плет-енн-ый, в-нес-енн-ый. -ен- – суффикс, как в словах: в-плет-ен-а, в-ключ-ен-а.

Словообразовательный разбор:

  1. Начальная форма – влюбленный.
  2. Основа – в-любл-ен-. Основа производная. Сравните: в-любл-ен, в-любл-ен-ы.
  3. Глагол в-люб-и-ть образовал слово в-любл-енн-ый.
  4. -енн- – суффикс
  5. Суффиксальный способ образования слова.

 

Заключение

 

 

На занятии мы разобрали морфемный и словообразовательный разбор слов. На следующем уроке мы рассмотрим разносклоняемые имена существительные.

 

 

Список литературы

  1. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012. - Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
  2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. – М.: 2012 – 318 с.
  4. Рыбченкова Л. М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «Русский на 5» (Источник)
  2. Интернет-портал «Русский на 5» (Источник)
  3. Интернет-портал «Педпортал» (Источник)
  4. Интернет-портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Что такое морфемный и словообразовательный разбор слова? Какие навыки формируют эти виды разбора?
  2. В какой форме слово анализируется при морфемном разборе?
  3. Каков порядок словообразовательного разбора слова?

 

Видеоурок: Морфемный и словообразовательный разбор слова по предмету Русский язык за 5 класс.