Русский язык

Тема 10: Дополнительно: морфемика, орфография

Урок 14: Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

 

На уроке мы напишем контрольный диктант для того, чтобы вспомнить изученное в разделе «Морфемика и орфография», а также повторить основные пунктограммы и орфограммы.  

 

 

Написание диктанта

 

 

Учитель начинает диктовать с 01:44-07:41. Если темп слишком высокий, нажимайте на паузу.

 

 

Проверка диктанта

 

 

Текст диктанта (рис. 1).

 

Текст диктанта

Рис. 1. Текст диктанта (Источник

Проверяем гласные в корне. Выделенные гласные можно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя форму слова: вечернюю – вечер, уделено – раздел, казался – кажется, беспомощным – помощник, держался – держится, пропадал – пропал, становилась – станет, угрожающей – угроза, скале – скалы, долгожданному – долго (рис. 2).

Гласные в корне

Рис. 2. Гласные в корне (Источник

Рассмотрим слова с непроверяемыми гласными, их написание нужно запомнить (рис. 3).

Непроверяемые гласные

Рис. 3. Непроверяемые гласные (Источник

Проверим написание слов, в которых есть чередование гласных (рис. 4).

Чередование гласных

Рис. 4. Чередование гласных (Источник

Обратите внимание на написание гласных в приставках (рис. 5).

Приставки

Рис. 5. Приставки (Источник

Проверим правописание слов с приставками при-, пре-. Приставка при- имеет значение возле, приставка пре- близка по значению к слову очень (рис. 6).

Приставки при-, пре-

Рис. 6. Приставки при-, пре- (Источник) 

Буквы з, с на конце приставок. Если корень начинается с гласной или звонкой согласной, пишем букву з. Если корень начинается с глухой согласной, на конце приставки пишем с (рис. 7).

Буквы з, с на конце приставок

Рис. 7. Буквы з, с на конце приставок (Источник

Обратите внимание на слова снова, сгруппировать, сбросить, смог. У них приставка с-, приставки з- в русском языке нет.

В словах разыгрывается, отыскать пишется после приставки буква ы.

Проверим написание сложных слов. Слово темно-синий пишется через дефис, потому что образовано от равносильных слов. Слово долгожданный пишем слитно, потому что оно образовано от словосочетания долго ждать (рис. 8).

Написание сложных слов

Рис. 8. Написание сложных слов (Источник

В слове ситуация пишем букву и после ц. Это слово оканчивается на -ция.

Частица не с глаголом получилось пишется раздельно.

Изо всех пишется раздельно. Изо – предлог.

Местоимение кто-то пишется через дефис.

Проверка пунктуации. В тексте есть предложения с однородными сказуемыми,между которыми ставится запятая (рис. 9).

Однородные сказуемые в тексте

Рис. 9. Однородные сказуемые в тексте (Источник

Три сложных предложения, части которых разделяются запятыми. Вводное слово казалось выделяем запятыми (рис. 10).

Сложные предложения

Рис. 10. Сложные предложения (Источник

 

Список литературы

  1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. Львова С. И., Львов В. В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012. Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
  2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. – М.: 2012 – 318 с.
  4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Рыбченкова Л. М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «ruslit.ioso.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «school-assistant.ru» (Источник)
  4. Интернет-портал «school-assistant.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Повторите правила правописания гласных в корнях с чередованием.

Вставьте пропущенные гласные в корне слова.

Расст…лать кровать

К…саться лица

Бл…стит от лака

2. Повторите правила правописания букв з и с на конце приставок.

Вставьте буквы з или с.

Ра…падаться, …падать,  варить, ра…бить, …близить, ра…валить, ра…грузить, ра…двинуть.

3. Правописание слов с приставками при-, пре-. Вставьте пропущенные буквы.

Пр…интересный рассказ, пр…швартоваться у пристани, пр…держиваться за ствол дерева, пр…остановить движение, пр рывать изложение, пр…уральское растение.

 

Видеоурок: Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» по предмету Русский язык за 5 класс.