Русский язык
Тема 8: Дополнительно: синтаксис, пунктуацияУрок 5: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
- Видео
- Тренажер
- Теория
Структура предложения
Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены. Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство.
Учебное наблюдение
Прочитайте предложения.
Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.
Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.
Понятие о нераспространенном и распространенном предложении
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.
Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения (Источник)
Тренировочное упражнение
Домашнее задание
Задание № 1
Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.
Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….
Задание № 2
В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.
Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.
– Ты что-то задумал и не говоришь мне...
Но он не ответил.
– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю...
И он умолк. Потом прибавил:
– Я упал совсем близко отсюда...
И покраснел.
Список литературы
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет: