Русский язык
Тема 8: Дополнительно: синтаксис, пунктуацияУрок 8: Обстоятельство
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие об обстоятельстве
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? Обстоятельство служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.
Подчеркиваются обстоятельства пунктиром с точкой.
Способы выражения обстоятельства
Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах. Например:
Завтра я иду в музей.
Иду (когда?) завтра
Иду (куда?) в музей
Кроме того, обстоятельства могут быть выражены неопределенной формой глагола (Я зашел (зачем?) поздороваться) или устойчивыми сочетаниями слов:
Он бежал (как?) сломя голову.
Виды обстоятельств по значению
По значению выделяются обстоятельства:
1) образа действия (Они отвечают на вопросы как? каким образом?):
Мы пошли пешком.
2) времени (когда?):
Мы приехали вчера.
3) места (где? куда? откуда?):
Я побежал вперед.
4) причины (почему?):
От усталости у меня кружится голова.
5) цели (зачем?):
Я пришла мириться.
6) меры и степени (в какой мере, степени?). Эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным и наречиям:
Он был очень внимательным.
7) условия (при каком условии?):
Без звонка туда идти нельзя.
8) уступки (несмотря на что?):
Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.
Домашнее задание
Задание №1
В следующих предложениях выделите обстоятельства:
1. Над самой гостиницей и над садом веяли флаги; студенты сидели за столами под обстриженными липками; в стороне, в беседке из плюща, помещались музыканты и усердно играли.
2. Мы уместились на лавочке и принялись пить из тяжелых оловянных кружек довольно холодный сок.
3. К вечеру она непритворно зевнула и рано ушла к себе.
4. Я спал дурно и встал рано, привязал походную котомочку за спину и отправился пешком в горы.
Задание №2
Вспомните отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и вставьте недостающие обстоятельства:
… дуб зелёный;
Златая цепь … том:
… кот ученый
Все ходит …:
Идет … - песнь заводит,
… - сказки говорит;
… чудеса, … леший бродит,
Русалка … сидит;
… неведомых …
Следы невиданных зверей;
Избушка … на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Дополнительное задание
Выделите обстоятельства в следующих предложениях:
За полями и лугами тянулись большие леса, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом!
На солнышке лежала старая усадьба, окруженная глубокими канавами с водой; от стен дома до самой воды рос лопух. В чаще лопуха было глухо и дико, и вот там-то сидела на яйцах утка. (Г.-Х. Андерсен)
Список литературы
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет