Русский язык
Тема 8: Дополнительно: синтаксис, пунктуацияУрок 13: Сложное предложение. Понятие о союзной и бессоюзной связи
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие о сложном предложении
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений и соответственно имеет несколько грамматических основ. Простые предложения в составе сложного перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения. Теперь уже сложное предложение принимает на себя и смысловую, и интонационную завершенность. Например: Небо потемнело. Пошёл дождь.
Это два простых предложения. В первом предложении подлежащее небо, сказуемое потемнело. Во втором предложении подлежащее дождь, сказуемое пошёл.
Небо потемнело, и пошёл дождь.
Это сложное предложение, в нем две грамматические основы.
Союзные и бессоюзные сложные предложения
По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Части бессоюзных предложений соединены интонационно и по смыслу. Например:
Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
Связь между частями сложного предложения бессоюзная.
В союзных предложениях в качестве связующего средства выступают союзы и союзные слова (о том, что такое «союзные слова», вы узнаете позже). Например: Начался ливень, и мы побежали домой. Части сложного предложения связаны союзом и.
Когда дождь закончился, мы снова пошли на улицу. Части сложного предложения связаны союзом когда.
Запятая в сложных предложениях
Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой. Важно различать сложные предложения с союзом и (в этом случае мы ставим запятую перед и) и простые предложения с однородными членами, соединенными союзом и (запятая не ставится). Сравните два предложения:
Ветер разогнал облака и принес долгожданную свежесть.
Ветер разогнал облака, и небо прояснилось.
В первом случае союз и соединяет однородные сказуемые, запятая перед ним не ставится. Во втором случае союз и соединяет две части сложного предложения и запятая ставится.
Список литературы
1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:
- Интернет-портал «Система проверки правописания» (Источник)
- Интернет-портал «Русская грамматика» (Источник)
Домашнее задание
Задание № 1. Подчеркните грамматические основы.
- Сердце мое больно сжимается, когда я вспоминаю моего маленького друга. (А. де Сент-Экзюпери)
- В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц.
- Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному.
- Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами.
- Красавица хотела что-то сказать, но кузнец махнул рукою и убежал. (Н. В. Гоголь)
Дополнительное задание
Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения. Составьте схемы полученных предложений.
Когда прозвенел звонок, …
Начался урок, и …
Я шел в школу и вдруг вспомнил, что…