Русский язык

Тема 6: Повторение изученного в начальных классах

Урок 5: Правописание безударных гласных в корне слова

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конспект

 

Что такое корень слова?

 

Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Например, слова дом – домик – домашний – домовой имеют общий корень дом- и являются однокоренными.

В каком случае нужно проверять безударную гласную в корне?

Один слог в слове произносится с большей силой (это ударный слог), в ударном слоге гласный звук обозначается соответствующей ему буквой (дом, домик); в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению (например, в словах домашний и домовой мы произносим А, а пишем О). Написание безударной гласной необходимо проверять.

Как проверить безударную гласную в корне?

Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная была бы под ударением. Например:

домашний – дом,

слоненок – слон,

дарить – дар,

белеть – белый,

синеть – синий.

В безударной позиции будет писаться та же гласная, что и под ударением в однокоренном слове.

Способы проверки

Рис. 1. Способы проверки (Источник)

При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва-:

проглотить – глотка, а не проглатывать;

• опоздавший – поздно, а не опаздывать;

• спросить – спрос, а не спрашивать.

При подборе проверочного слова необходимо учитывать его лексическое значение, поскольку бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному:

примирять врагов (мир) – примерять платье (мерить);

• поседеть от невзгод (седенький) – посидеть на завалинке (сидя);

• поласкать котенка (ласка) – полоскать белье (полощет).

Рис. 2. Безударные гласные в корне слова  (Источник)

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Правила русской орфографии и пунктуации (Источник)
  2. Сайт Солнечный. Дополнительные тренировочные упражнения (Источник)

 

Домашнее задание

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подберите к словам с пропусками проверочные.

Солнце уже село в д..лёкий лес, когда  Егорка приб..жал в к..нюшню. Дед Савелий положил полушубок на спину невысокой л..шадёнке мышиной масти и пос..дил на него Егорку. Выпущенные из к..нюшни кони, хорошо зная дорогу, сами поб..жали на берег озера.

(В. Бианки)

2. Вставьте пропущенные буквы. Для этого подберите слова, где проверяемая гласная была бы под ударением.

Вл_стелин, просл_влять, укр_титель, пок_рать, изм_рение, разув_рять, дост_жение, неисч_рпаемый, объед_няться, неприм_римые враги, сож_ление, благосл_влять, вообр_жение, прор_дить морковь, тр_стись от страха, тр_скотня пулеметов.

 

Видеоурок: Правописание безударных гласных в корне слова по предмету Русский язык за 5 класс.