Русский язык

Тема 11: Глагол

Урок 1: Понятие глагола

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Общее значение глагола

 

 

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие, состояние, отношение как процесс.

Например, глаголы идти, рубить, писать, носить, пилить обозначают собственно действия. Глаголы лениться, бездействовать, болеть, любить обозначают состояния. А глаголы состоять, заключать, преобладать, возвышаться обозначают отношение.

 

Морфологические признаки глагола

Сформулируем характеристики действия и посмотрим, как глагол приспосабливается с помощью своих свойств к тому, чтобы эти характеристики выражать.

 

 ● Действие кто-то совершает – род (шептал, шептала), лицо (шепчу, шепчешь), число (шептали, шепчет, шепчут), безличность.

 ● Действие над кем-то (или над чем-то) совершается, на кого-то (на что-то) направлено – переходность (ручей колышет (что?) траву на дне), возвратность (шепчутся).

 ● Действие совершается когда-то – время (шептал, шепчет, будет шептать).

 ● Действие совершилось, совершится до конца или находится в процессе совершения – вид глагола.

● Действие происходит реально в прошлом, настоящем или будущем или представляется желаемым или требуемым – наклонение (шепчет, пошептались бы, пошепчи).

 

Синтаксическая роль глагола

Так же как роль подлежащего характерна прежде всего для существительного, а функцию определения в предложении выполняют чаще всего прилагательные, сказуемое – наиболее характерная роль глагола в предложении.

Для глагола вместе с существительным характерно составлять грамматическую основу предложения.

Глагол может быть любым членом предложения.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «langru.narod.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «helppupil.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

Упражнение № 1.

Распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение.

Трудовая
деятельность

Умственная
деятельность

Перемещение
в пространстве

Состояние
человека

Состояние
природы

 

 

 

 

 

 

 

 

  • знобить,
  • плавать,
  • повторять,
  • цементировать,
  • радоваться,
  • мечтать,
  • учиться,
  • собирать,
  • подморозить,
  • чувствовать,
  • проговаривать,
  • шагать,
  • вечереть,
  • выращивать,
  • путешествовать,
  • шефствовать.

Упражнение № 2.

Замените фразеологизмы одним словом – глаголом.

Вставлять палки в колёса – …

Гнуть спину – …

Обвести вокруг пальца – …

Задать жару – …

Заметать следы – …

Сесть в калошу – …

 

Видеоурок: Понятие глагола по предмету Русский язык за 6 класс.