Русский язык
Тема 11: ГлаголУрок 3: Род, лицо, число глагола
- Видео
- Тренажер
- Теория
Грамматическое значение глагола
Глаголы обозначают действия, и глаголы уже своей формой умеют характеризовать того, кто это действие совершает.
Особенности форм прошедшего времени. Род глагола
Глаголы в форме прошедшего времени ведут себя не как глаголы, а как прилагательные, т.е. изменяются по родам и числам. И это дает им возможность сообщить нам, кто совершает действие: он, она, оно или они. Если мы говорим: Тебе нужно сделать уроки, то определить, к кому мы обращаемся, невозможно (глагол в неопределенной форме, он нам эту информацию не выдает). Но как только мы говорим: О! Ты уже уроки сделала! – понятно, что мы обращаемся к девочке. Потому что мы употребили глагол в форме прошедшего времени женского рода с окончанием -а.
В прошедшем времени у глагола всего 4 формы: 3 в единственном числе (мужской, женский и средний род) и одна во множественном. Вот так мало!
Особенности форм настоящего и будущего времени в русском языке. Личные формы глагола
Вы запомнили, что глагол в прошедшем времени изменяется по числам и в ед. ч по родам, приспосабливается к предмету таким же способом, как умеет это делать прилагательное. Но есть ещё одна важная и интересная черта глагола, и черта эта в русском языке свойственна только ему.
Глагол совсем не случайно называется глаголом. Как вы знаете, слово «глагол» переводится со старославянского как речь, слово. «Глаголить» – значит говорить. И такое обозначение эта часть речи имеет не только в русском языке. И глагол – это часть речи, которая больше всего связана не только с действием, но и с общением. Посмотрим, в чем это проявляется. И для этого рассмотрим настоящее и будущее время глагола, то есть его личные формы. Формы, в которых глагол изменяется по лицам.
А что такое лицо? С начальной школы знаем, что это я, ты, он. Местоимение я в языке обозначает ГО-ВО-РЯ-ЩЕ-ГО! Ты – это тот, к кому я обращаюсь с речью, тот, кому я хочу что-то СООБЩИТЬ! А кто такие он, оно, она, они? А это те, О КОМ, О ЧЕМ я тебе говорю. Вот так и получается, что лицо – это как раз то, что позволяет нам общаться! И в русском языке обладает личными формами только глагол. А вот в японском языке по лицам изменяются и прилагательные.
Итак, личных форм у глагола в одном времени 6: 1-е, 2-е, 3-е лицо, умноженные на два числа: единственное и множественное. Посмотрите на схему:
Ед. ч. | Мн.ч. | |
1 лицо | Я леч-у | Мы лет-им |
2 лицо | Ты лет-ишь | Вы лет-ите |
3 лицо | Он (она, оно) лет-ит | Они лет-ят |
Обратите внимание: в третьем лице единственного числа мы говорим он, она или оно, но на глагольной форме это никак не отражается. Личные формы совершенно равнодушны к категории рода. Девочка учится, и мальчик тоже учится. Это отличие форм настоящего и будущего времени от форм прошедшего.
Мы увидели, что формы прошедшего времени противопоставлены личным формам глагола. В прошедшем времени невозможно определить лицо, но обязательно в ед. ч. указывается род, а в настоящем и будущем времени мы не можем по форме глагола определить род, зато обязательно обозначаем лицо.
Орфограммы личных и родовых окончаний глаголов
В каждой из рассматриваемых нами форм будут свои орфограммы. В прошедшем времени бывают небольшие трудности с родовыми окончаниями: ребята иногда путают окончания женского рода и среднего. Например, Солнце закатилось. Окончание в слабой позиции, и здесь возможна ошибка. Чтобы ее не допустить, нужно правильно определить род глагола, а перед этим сообразить, что мы имеем дело с родовым окончанием глагола. Гораздо больше проблем с личными окончаниями. Здесь необходимо уметь спрягать глаголы, знать правила спряжения, исключения, знать, как пишутся начальные формы, и, конечно, суметь увидеть, что тут именно личные окончания. Эти орфограммы изучают в теме «Спряжение глагола».
Список литературы
- Русский язык. 6 класс: Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
Домашнее задание (Источник)
Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.
- По улицам (бежать) какие-то люди.
- Его (влечь) к людям с трудной судьбой.
- Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом.
- Я обязательно (выздороветь) к празднику.
- Я обязательно (победить) на этих соревнованиях.
- Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе.
- Вот так я (досадить) учителю!
- Крапива очень сильно (жечься).
- Щенок (лечь) под диван и урчит.
- Я (заехать) за тобой к вечеру.
- Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери.
- Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент.
- Я (замесить) тесто, а потом отдохну.
- Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану.
- Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно собрать.
- Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать!
- Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом!
- Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним.
- Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку!
- Он (лезть) на самую верхушку дерева.
- Он (лгать) вам!
- Они никогда не (класть) портфели на парты.
- Он (навлечь) на нас беду.
- Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) – рукой двинуть не могу.
- Я тебя не (обидеть).
- Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей.
- Он (отречься) от нас при первой опасности.
- Я (победить) и этого противника!
- Вода (течь) из крана уже третий день.
- Они (хотеть) опозорить нас.
- Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде.
- Дует ветер, дождь(брызгать) мне в лицо.
- Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду.
- Текут ручьи, с крыш (капать).
- Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи.
- Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.