Русский язык
Тема 7: Имя существительноеУрок 6: Имена существительные общего рода
- Видео
- Тренажер
- Теория
Существительные общего рода
Рассмотрим три предложения: «Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа!» – воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты!» – не выдержал отец.
Видно, что выделенные в этих предложениях слова могут быть в равной степени адресованы как мальчику, так и девочке. Есть в русском языке некоторые существительные с окончаниями -а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Они называются существительными общего рода.
Обычно существительные общего рода обозначают человека по его качеству (характерному признаку), например: егоза, непоседа, плакса, разиня, растрёпа.
Если в рассмотренные ранее предложения добавить опорные слова, мы сразу поймём, о ком идёт речь: «Умница, Танюша!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!» – воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты, Стёпа!» – не выдержал отец.
Глядя на опорные слова, мы понимаем, что в первом предложении существительное общего рода умница относится к девочке, следовательно, будет женского рода, во втором предложении существительное непоседа – к мальчику, следовательно, будет мужского рода, а в третьем предложении существительное копуша – к мальчику, следовательно, будет мужского рода.
Обратите внимание: если мы добавим другие опорные слова, род выделенных существительных может поменяться. Например: «Умница, Ваня!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучка!» – воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты, Марина!» – не выдержал отец.
В этом случае существительное умница будет мужского рода, существительное непоседа – женского рода, существительное копуша – женского рода.
Таким образом, существительное общего рода относится к мужскому роду, если обозначает лицо мужского пола, и относится к женскому роду, если обозначает лицо женского пола.
Существительные общего рода служат, как правило, для экспрессивной, то есть эмоциональной характеристики человека. Употребляются они преимущественно в разговорном стиле речи.
Существительные, которые обозначают лиц по профессии
С существительными общего рода не следует путать существительные, которые обозначают лиц по профессии, роду занятий, например: доцент, агроном, профессор, судья, космонавт.
В грамматическом отношении эти существительные не стали существительными общего рода, а сохранили свою принадлежность к мужскому роду, поэтому прилагательные с ними согласуются в форме мужского рода. Например: Новый судья Иванова.
Известный скульптор Мухина.
Сказуемые при существительных, которые обозначают лиц по профессии, могут стоять как в форме женского, так и в форме мужского рода. Например: Новый судья Иванов вынес решение. В выставке участвовала известный скульптор Мухина.
Многие из таких существительных совсем не имеют параллельных форм женского рода, однако некоторые имеют разговорные формы женского рода и употребляются только в одном значении – жены человека соответствующей профессии или рода занятий. Например: профессорша, директорша. Эти формы могут употребляться только в разговорной речи: Профессорша – жена профессора
НО
На кафедре преподаёт известный профессор Петрова.
В русском языке есть существительные, обозначающие лиц по профессии, которые имеют только формы женского рода, например: балерина, машинистка (работающая на пишущей машинке).
Для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты, например: артист балета, специалист, работающий на пишущей машинке.
Примеры существительных общего рода
К существительным общего рода относятся несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения, например: Долгих, Черненко, Бенуа.
Также к существительным общего рода относятся личные формы имён, которые используются в качестве уменьшительных к полным именам, например: Женечка, Саша, Шура, Валя.
Итоги урока
Особую группу среди имён существительных составляют существительные общего рода. Род таких слов меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица.
Список рекомендованной литературы
- Русский язык. 6 класс: Баранов М. Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «goldrussian.ru» (Источник)
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
- Интернет-портал «youtube.com» (Источник)
Домашнее задание
1) Прочитайте пословицы народов мира. Обратите внимание на имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.
Тихоня-жучок стену проедает.
Зина, не ходи разиней.
Парень-сладкоежка, что ни день, то сыроежка.
Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает, что ел.
Не из чего сшить, неумехой назовут, нечем угостить – скупой прослывешь.
Пуля – дура, штык – молодец.
2) Определите в пословицах существительные общего рода.
На каждого простофилю найдется мошенник.
Куда бедолага, туда и беда.
Гуляка в молодости – скромен в старости.
Голод заставляет воровать, обида делает задирой.
Языком мастер, а делом – левша.
3) В данных пословицах найдите антонимы к выделенным словам.
Придет трудяга – силу утроит, придет лентяй – дело расстроит.
В еде – здоровяк, а в труде – калека.
Пока мямля разувается, расторопный выпарится.