Русский язык
Тема 1: СловообразованиеУрок 4: Основные способы образования слов в русском языке
- Видео
- Тренажер
- Теория
Приставочный способ
При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются:
1. имена существительные:
к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка;
2. имена прилагательные:
к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное предобрый;
3. местоимения:
к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- – получается новое местоимение кое-кто, которое пишется через дефис;
4. глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:
К глаголу несовершенного вида читать прибавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать;
5. наречия:
к наречию весело прибавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.
Чаще всего суффиксальным способом образуются:
1. имена существительные
Помощь + суффикс -ник- получается помощник
Камень + суффикс -щик- получается каменщик
Парашют + суффикс -ист- получается парашютист
Учить + суффикс -тель- получается учитель
Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость
Строить + суффикс -ени- получается строение
Стол + суффикс -ик- получается столик
2. имена прилагательные
Забота + суффикс -лив- получается заботливый
Весна + суффикс -н- получается весенний
Гусь + суффикс -ин- получается гусиный
Серый + суффикс -еньк- получается серенький
3. наречия, оканчивающиеся на О:
К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно
К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно
Приставочно-суффиксальный способ
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
К исходному существительному снег одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, возникает новое существительное подснежник
К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный
К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся, получается новый глагол разбежаться
К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому, возникает наречие по-новому
Бессуффиксный способ
Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.
Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и-, получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.
Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий, получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый.
Сложение
Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.
В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.
Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.
Переход одной части речи в другую
В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.
Проанализируем два предложения:
- В город приехало новое лицо.
- Я люблю все новое.
В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.
Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс: Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Интернет-портал «gramota.ru» (Источник)
2. Социальная сеть работников образования (Источник)
Домашнее задание (Источник)
Прочитайте текст и выполните задания:
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).
Задания:
- Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
- Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
- Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
- Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.