Русский язык
Тема 6: ГлаголУрок 5: Правописание суффиксов -ыва (-ива) и -ова (-ева)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Дифтонги ОУ и ЭУ
Сегодня мы поговорим о правописании суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-) в неопределённой форме глагола. Поэтому сразу же совершим экскурс в историю. Давным-давно, когда не было ещё предка современного русского языка, украинского и белорусского – древнерусского, когда славянские языки ещё не разделились на диалекты, существовал праславянский язык – предок всех славянских языков (см. рис. 1).
Рис. 1. Языковое древо
Он очень сильно отличался от нашего современного языка на всех уровнях: от фонетики до синтаксиса. Например, там существовали носовые гласные (как в современном французском, например), были дифтонги – двойные звуки (если вы изучаете английский, вы знаете звуки A – ei, O – ou), например ОУ и ЭУ. В современном русском языке можно без труда найти следы этих двойных гласных. На месте двойного звука (дифтонга) ОУ в современном языке находим либо гласный У или сочетание гласного с согласным ОВ, а на месте ЭУ либо Ю, либо ЕВ. Например, такой гласный был в слове ковать, вот что происходит в современном языке с этим корнем в однокоренных словах: ковать, ковка. В корне ков- есть сочетание ОВ. Слова кузнец, кую – на самом деле, слова с тем же корнем, но выглядит он уже не как ков-, а как ку-. Эти чередования в корне: ков- и ку- – следы древнейшего дифтонга ОУ, который в разных позициях исчез по-разному: превратился либо в У, либо в ОВ.
Рис. 2. Ковать (Источник)
Алгоритм выбора суффиксов
Теперь посмотрим, как эти знания помогут нам при написании правописании суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-). Возьмём глаголы: Завед...ть Рассчит…ть Откид…ть Расход…ть Пропущенные гласные безударные и стоят после ударных, значит, на слух мы не сможем написать их правильно, если не знаем этих слов. Кажется, что эти слова похожи, но так ли это? Поставим их в личную форму, подставив местоимение первого лица единственного числа Я: Завед...вать – я заведую Рассчит…вать – я рассчитываю Откид…вать – я откидываю Расход…вать – я расходую В первом и последнем случае ВА перешло в У, во втором и третьем осталось на месте. Там, где появляется У вместо В, был дифтонг ОУ, а он, как мы теперь знаем, переходит либо в У, либо в ОВ. Теперь несложно правильно написать слова: Заведовать Рассчитывать Откидывать Расходовать
Правописание суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)
Теперь, когда мы разобрались в истории этого чередования и посмотрели несколько примеров, можем попробовать сформулировать правило. Итак, как же нам узнать, какой суффикс стоит написать в слове: -ыва- (-ива-) или
-ова- (-ева-)? Если в личной форме подозрительный суффикс с буквой В переходит в У или Ю, значит, это совершенно точно суффикс -ова- или -ева-. Если перехода в У и Ю не происходит, то с большой вероятностью мы имеем дело с суффиксами -ыва- или -ива-.
Тренировочные упражнения
Правило мы сформулировали, теперь стоит потренироваться. Попробуйте определить, какую букву (о/е или ы/и) следует написать в таких словах: Команд…вать Расход…вать Зачит…вать Распис…вать Рассе…вать Ноч…вать Гор…вать Как узнать, какой гласный следует написать? Ставим их в личную форму и смотрим, есть ли чередование с У или Ю: если будет – пишем О или Е перед В, если нет – выбираем варианты И или Ы. Команд…вать – я командую – командовать Расход…вать – я расходую – расходовать Зачит…вать – я зачитываю – зачитывать Распис…вать – я расписываю – расписывать Рассе…вать – я рассеиваю – рассеивать Ноч…вать – я ночую – ночевать Гор…вать – я горюю – горевать
Сложные случаи
Рассмотрим теперь более сложные случаи. Вы наверняка обратили внимание на эту фразу в правиле: «Если перехода в У или Ю не происходит, то с большой вероятностью мы имеем дело с суффиксами -ыва- и -ива-». С большой вероятностью да, но есть и другие варианты. О них тоже важно знать. Рассмотрим их: Обвевать Обозревать Одевать Отпевать Одолевать Затмевать Продлевать Увещевать Застревать Разевать Растлевать Намереваться Претерпевать Успевать Поставим их в личную форму: Обвевать – обвеваю Обозревать – обозреваю Одевать – одеваю Отпевать – отпеваю Одолевать – одолеваю Затмевать – затмеваю Продлевать – продлеваю Увещевать – увещеваю и т. д. Видите необычный момент? Мы говорили, что -ева- и -ова- в личной форме обычно переходят в У или Ю, а здесь такого перехода не происходит. Поэтому, по нашему правилу, здесь нужно было бы написать И или Ы, а мы пишем Е. Почему так? Так происходит из-за того, что в этих словах Е не дифтонгического происхождения. Эти буквы оказались рядом по другой причине. Выяснить эту причину в некоторых случаях достаточно просто. Посмотрим, от каких слов произошли эти глаголы. Обвевать – обвеять (буква Е не входит в состав суффикса, она входит в состав корня) Обозревать – обозреть (ситуация аналогичная, с помощью суффикса -ва- образовалась несовершенная форма).
Рис. 3. Обозревать (Источник)
Такую же ситуацию мы будем наблюдать в других словах. Стоит помнить, что в словах, образованных с помощью суффикса -ва-, сомнительную гласную часто можно проверить ударением, ведь в большинстве случаев гласная оказывается в корне. Написание некоторых слов придётся просто запомнить: Затмевать Продлевать Увещевать Застревать Разевать Намереваться
Обобщение пройденного материала
Обобщим всё, что мы узнали на этом уроке:
1. Чтобы узнать, какое сочетание нужно писать в начальной форме глагола (-ыва-/-ива- или -ова-/-ева-), нужно поставить глагол в личную форму. Если сочетание чередуется с У/Ю (рисовать – рисую), то это -ова- или -ева-. Если чередования нет, то, скорее всего, это -ыва- или -ива-.
Рис. 4. Рисовать (Источник)
2. Нужно учитывать, что в некоторых словах мы прибавляем суффикс -ва- к букве основы (одеть – одевать, дать – давать), тогда чередование с У/Ю может не происходить, а сомнительную гласную можно проверить ударением.
3. Есть некоторые слова, написание которых не проверяется ни чередованием, ни ударением. Их написание необходимо запомнить: затмевать, продлевать, увещевать, застревать, разевать, намереваться.
Список литературы
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 7 класс. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. – 13-е изд. – М.: 2009. – 318 с.
- Русский язык. Практика. 7 класс / Под ред. Пименовой С.Н. – 19-е изд. – М.: 2012. – 254 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «infourok.ru» (Источник)
- Интернет-портал «nsportal.ru» (Источник)
- Интернет-портал «urok.1sept.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Выучите правила правописания суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-).
- Вставьте правильные гласные: команд…вать, врач...вать, выпяч...вать, пересе...вать, окольц...вать, окольцов…вать, св...вать, развед…вать, исповед...вать, выгляд...вать, облиц...вать, облицов…вать, навед…ваться, завед…вать, размаз…вать, гор...вать, обнадеж...вать, распроб...вать, танц...вать, раскид...вать.
- Поставьте данные глаголы в личную форму, определите пропущенный гласный: забол...вать, осозн...вать, отвед...вать, вывед...вать, преодол...вать, заворач...вать, огранич...вать, отлаж...вать, потч...вать, выпляс...вать, испыт...вать, попроб...вать, высчит...вать, использ...вать, преслед...вать, замораж...вать, корч...вать, передёрг...вать, гор...вать, просматр...вать.