Русский язык
Тема 6: ГлаголУрок 7: Морфологический разбор глаголов
- Видео
- Тренажер
- Теория
План морфологического разбора глагола
1. Часть речи: глагол;
Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки
2. Морфологические признаки:
- Начальная (неопределенная) форма;
- Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение;
- Непостоянные признаки: наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола
Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например:
Если бы я завтра приехал, то обязательно пришел бы на день рождения.
Я буду всегда вас помнить.
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите).
повелит. накл. | изъявит. накл. | |||||||||||
Сравните: | Учите правила | основательно. | – | Если | вы | учите правила | основательно, | то | будете | писать | без | ошибок. |
Морфологический разбор глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад.
Увидите – глагол;
I. (что сделаете?) увидите;
Н.ф. – увидеть;
II. Пост. – сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;
Непост. – изъявит. накл., буд. вр., 2 л., мн. ч.
III. Вы (что сделаете?) увидите.
Список литературы
- Разумовская М. М., Львова С. И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С. Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
- Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Глагол как часть речи. СРЯ (Источник)
- Спряжение глаголов (Источник)
- Культура письменной речи. Правописание глаголов (Источник)
- Розенталь Д. Э. Словарь лингвистических терминов (Источник)
- Дидактические материалы. Раздел «Глагол» (Источник)
- Стилистическое использование глаголов в художественной речи (Источник)
Домашнее задание
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
- Найдите в тексте глаголы.
- Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
- Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
- Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
- Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
- Произведите морфологический разбор выделенных слов.