Русский язык

Тема 7: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок 4: Лексика и фразеология (часть 2)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Устаревшая лексика

Устаревшая лексика – слова, вышедшие из активного употребления. Это историзмы и архаизмы.

 

Историзмы – слова, которые обозначают предметы и явления, исчезнувшие из современной жизни. Например:

Кафтан Гусли
Рис. 1. Кафтан (Источник) Рис. 2. Гусли (Источник)

Архаизмы – устаревшие названия существующих и в наше время предметов и явлений, для обозначения которых возникли новые слова.

Например: очи – глаза; уста – рот; ланиты – щёки; перст – палец.

 

Неологизмы

 

Неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы делятся на языковые и авторские.

 

Языковые неологизмы возникают как новое название уже существующих предметов или название новых предметов. Например: флешка; мерчандайзинг.

Авторские (индивидуальные) неологизмы встречаются в художественных произведениях. Они помогают сделать речь ярче, выразительнее. Например: Выфлажено всё. И люди, и строения. (В. Маяковский)

 

Общеупотребительная лексика

 

Сфера употребления лексики

 

 1) Общеупотребительная лексика -  слова, которые мы используем в разных сферах жизни. Например: вода, работать, красивый.

 

Лексика ограниченного употребления

 

2) Лексика ограниченного употребления:

 

  • диалектизмы (ограничены определенной местностью). Например: баять – говорить.
  • термины (ограничены сферой науки или искусства). Например: глагол – термин лингвистики.
  • профессионализмы (ограничены профессией). Например: баранка – руль (в речи шоферов).

 Руль (баранка)

Рис. 3. Руль (баранка) (Источник

  • жаргонизмы (ограничены родом занятий и интересов: студенты, школьники и т.д.) Например: бомба – особый вид шпаргалки у студентов; шпора – шпаргалка у школьников.

Шпаргалка (шпора)

Рис. 4. Шпаргалка (шпора) (Источник)

 

Фразеологизмы

 

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему значению и составу и воспроизводимое в речи как готовая единица.

 

Значение фразеологизма не равняется сумме значений входящих в него слов. Сравните:

Повесить пальто (прямое значение) – повесить нос ( переносное значение, т.е. загрустить).

Фразеологизмы делятся на книжные и разговорные.

Примеры книжных фразеологизмов:

ахиллесова пята - уязвимое место (из литературы эпохи Античности);

камень преткновения - препятствие, преграда (из Библии).

Примеры разговорных фразеологизмов: бить баклуши – бездельничать; водить за нос – обманывать.

 

Список литературы

  1. Разумовская М. М., Львова С. И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранова М. Т., Ладыженская Т. А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С. Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012. (Источник)
  4. Львова С. И., Львов В. В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Словарь Ожегова. С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» (Источник)
  2. Общеобразовательный портал. Словарь фразеологических оборотов (Источник)
  3. Словарь устаревших слов (Источник)
  4. Справочно-информационный портал. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»/Словари (Источник)
  5. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Лексика» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Вспомните, что изучает лексикология. 2. Можно ли сосчитать количество слов в русском языке? 3. Чем отличаются общеупотребительные слова от диалектизмов? 4. Какие слова называются профессионализмами? 5. Что значат следующие слова: понева, кичка, ушкуйник? Как они называются? 6. Что такое фразеологизм (фразеологическая единица)? Приведите примеры фразеологизмов.

Упражнение № 1:  среди подчеркнутых слов укажите общеупотребительные, разговорно-просторечные, диалектные, профессиональные.

1. Поет, как вздумает, певень. 2. Я и черемуху возле посадил, кужлявенькая. 3. Ты очень въедливый. 4. Драка – драка, не игрушка; хоть огнем горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо. (А. Твардовский) 5. Вечер медленно переходил в ночь.

Упражнение № 2: перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите диалектные слова.

1. Поп говорит Балде Ладно (не)будет нам об_м накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердье и проворье. (А. Пушкин) 2. Он останавливал свою тележку где(нибудь) в кустах около деревн_ а сам отправлялся по задворьям да по задам. (М. Шолохов) 3. Ему казалось что он сам еле вырвался из(под) знам_ни м_тежного куреня взвит_ по ту сторону фронта. (М. Шолохов) 4. Конечный пункт охотников это большие коблы один из них представляет островок величиною с квадратную сажень. Охотники измученные мокрые от пота и воды с радостью взб_раются на этот кобел.

Упражнение № 3: Выделите в каждой группе слов слова-историзмы. Объясните их значения.

1. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать, один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет, заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6. Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8. Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодник, артикул, перепись, писец.

 

Видеоурок: Лексика и фразеология (часть 2) по предмету Русский язык за 7 класс.