Русский язык
Тема 7: Повторение изученного в 5-6 классахУрок 6: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Рис. 1. Морфемы (Источник)
Корень
Корень – это обязательная часть слова.
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
Рис.2. Приставка (Источник)
Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
Рис. 3. Суффикс (Источник)
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,
Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.
Нулевая морфема
Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.
Стола – Р. п.
Стол□ – И. п. или В. п.
Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.
План морфемного разбора слова
План морфемного разбора слова:
- Выделяем окончание и основу слова.
- Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
- Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
Словообразование
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – переделать
Суффиксальный: синий – синенький
Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Сращение: вечнозеленый
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
План словообразовательного разбора слова
План словообразовательного разбора слова:
- Поставить слово в начальную форму.
- Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
- Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
- Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
- Указать средство словообразования.
- Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
Список литературы
- Разумовская М. М., Львова С. И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранова М. Т., Ладыженская Т. А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С. Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С. И., Львов В. В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
- Тихонов А. Н., Беркович Т. Л. «Все трудности русского словообразования». Словарь-справочник. – Аст.: Астрель, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Казанский федеральный университет. Словообразовательный и морфемный словарь (Источник)
- Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Словообразование» (Источник)
- Архивы форума «Говорим по-русски». Словари русского языка (в том числе редкие) (Источник)
Домашнее задание
Упражнения № 23, 24. Баранова М. Т., Ладыженская Т. А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?
Задание № 2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
Задание № 3. Какое слово неправильно разобрано по составу?
Задание № 4. Какое слово неправильно разобрано по составу?