Русский язык

Тема 7: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок 6: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

 

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.

Морфемы

Рис. 1. Морфемы (Источник)

 

Корень

 

Корень – это обязательная часть слова.

 

Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть;  о-де-ть, раз-де-ть).

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Приставка

Рис.2. Приставка (Источник)

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Суффикс

Рис. 3. Суффикс (Источник)

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

 

Окончание

 

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,

 

Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.

У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.

Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.

 

Нулевая морфема

 

Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.

 

Стола – Р. п.

Стол□ – И. п. или В. п.

Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.

 

План морфемного разбора слова

 

План морфемного разбора слова:

 

  1. Выделяем окончание и основу слова.
  2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
  3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

 

Словообразование

 

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

 

Способы словообразования:

Приставочный: делать – переделать

Суффиксальный: синий – синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)

 

План словообразовательного разбора слова

 

План словообразовательного разбора слова:

 

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
  3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
  4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
  5. Указать средство словообразования.
  6. Указать способ словообразования.

Образец словообразовательного разбора:

1. Под-окон-ник – окно

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Мир(о)твор-ец – мир+творить

Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация

 

Список литературы

  1. Разумовская М. М., Львова С. И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранова М. Т., Ладыженская Т. А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С. Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С. И., Львов В. В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
  5. Тихонов А. Н., Беркович Т. Л. «Все трудности русского словообразования». Словарь-справочник. – Аст.: Астрель, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Казанский федеральный университет. Словообразовательный и морфемный словарь (Источник)
  2. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Словообразование» (Источник)
  3. Архивы форума «Говорим по-русски». Словари русского языка (в том числе редкие) (Источник)

 

Домашнее задание

Упражнения № 23, 24. Баранова М. Т., Ладыженская Т. А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?

Задание № 2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: 

Задание № 3. Какое слово неправильно разобрано по составу?

Задание № 4. Какое слово неправильно разобрано по составу?

 

Видеоурок: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова по предмету Русский язык за 7 класс.